Главная Контакты Найти нас
Тренажерный зал
Аэробный зал
Наши инструкторы
Спортивное питание
Расписание
Инфракрасная сауна
Турбо Солярий
Вакансии
Цены

Упражнения на равновесие


Эффективные упражнения на равновесие

Мы всегда с восхищением смотрим на гимнастов, воздушных акробатов, артистов цирка, которые в своих выступлениях демонстрируют чудеса ловкости и феноменальную устойчивость. Иногда кажется, что на них не действуют законы физики. Но мы забываем, что эти способности не являются врожденными. Потенциально большинство людей способно развить координацию движений до такого же уровня. В этом могут помочь специальные упражнения на равновесие.

Зачем развивать чувство равновесия

Развитие внутреннего равновесия важно не только для спортсменов и циркачей. Эта способность сильно упрощает жизнь, а в некоторых случаях даже позволяет сохранить здоровье. Тренированный вестибулярный аппарат спасает от укачивания в транспорте, ведь для многих людей это серьезная проблема. Иногда человек может почувствовать дурноту даже на эскалаторе или в лифте.

1. Предотвращает травмы в спортзале и в жизни

Если вы занимаетесь спортом в зале или дома, то всегда есть риск не справиться с собственным телом: уронить штангу, «съехать» с беговой дорожки, потерять устойчивость после упражнений с поворотами головы и туловища. Особенно высок этот риск при первых тренировках. Однако связано это не с мышечной слабостью или низкой выносливостью. Часто «виновниками» спортивных травм становятся именно вестибулярные нарушения.

Они также опасны и в обычной жизни. Хорошее чувство равновесия помогает избежать травм на скользкой дороге, в общественном транспорте, на крутых лестницах и эскалаторах. Поэтому элементы вестибулярной гимнастики рекомендуют включать в стандартный комплекс ЛФК наряду с силовыми и кардиотренировками.

2. Позволяет выполнять сложные движения

Для тех, кто занимается фигурным катанием, легкой атлетикой, танцами, скалолазанием, серфингом профессионально или в любительском режиме, упражнения, направленные на развитие равновесия, жизненно необходимы. Они важны также людям, увлекающимся верховой ездой, мото- и велоспортом, любителям зимних спортивных развлечений – сноубординга и горных лыж. Развитое чувство равновесия дает возможность освоить недоступные ранее навыки и существенно разнообразить свой досуг.

3. Помогает преодолеть возрастные изменения

С возрастом формируется недостаточность кровообращения в головном мозге, нервные центры, отвечающие за координацию движений, перестают справляться со своей задачей. В регуляции равновесия принимают участие мозжечок, вестибулярный аппарат во внутреннем ухе, который передает информацию в вестибулярные ядра ствола мозга. Синтез и анализ информации, полученной от этих структур, происходит в коре больших полушарий, клетки которой посылают обратный сигнал к скелетной мускулатуре.

Важные особенности!

Все нервные процессы занимают доли секунды, поэтому механизм удержания равновесия работает на подсознательном уровне и тело реагирует автоматически.

На фоне сниженного мозгового кровотока у пожилых людей появляются шаткость при ходьбе, головокружение, неловкость движений, возрастает риск падений. Это особенно опасно, поскольку в процессе старения снижается плотность костной ткани и возрастает вероятность получения серьезных травм.

Тренировки равновесия помогают пожилым дольше сохранять в тонусе свой вестибулярный аппарат и избегать переломов и растяжений, а также восстановить уже нарушенные возможности организма. Кроме того, за счет стимуляции головного мозга наблюдается улучшение всех его функций, включая память, мышление, зрение и слух.

Уровни контроля движений

Нервная регуляция поддержания баланса сложна и требует нескольких уровней контроля:

  1. Рефлекторный – происходит подсознательно без вмешательства высших мозговых центров. От суставов и мышц в центральную нервную систему поступает информация о необычной нагрузке, о чрезмерном смещении в какую-либо сторону. Обратный сигнал передается на другие мышцы, которые сокращаются и удерживают корпус в правильном положении.
  2. Сенсорный или чувствительный – информация в головной мозг поступает не только от костно-мышечной системы, но и от глаз, от вестибулярного аппарата, который воспринимает даже небольшие смещения тела в пространстве. В таком случае требуется комплексный, более длительный анализ информации, однако происходит он также без вмешательства коры головного мозга.
  3. Сознательный – регуляция, связанная с вмешательством коры больших полушарий. Оно необходимо, если два предыдущих уровня оказались неэффективными – восстановления равновесия не произошло. Тогда человек вынужден предпринимать осознанные действия, чтобы не упасть.

Постепенное повышение сложности

Начинать тренировки лучше с 6-8 вестибулярных упражнений. Количество подходов можно увеличивать еженедельно (до 15-20). После освоения всего гимнастического комплекса его постепенно усложняют:

  • Выполняют те же задания с закрытыми глазами;
  • Занимаются на мягкой поверхности – подушках, матрасах, одеялах;
  • Сужают площадь опоры – например, используют балансировочный коврик;
  • Добавляют утяжеление – гантели, гири, тяжелые жилеты.

Усложняйте тренировки поэтапно, только когда полностью освоите предыдущую ступень. Слишком активное форсирование событий может привести к травмам.

Обратите внимание!

Для стойкого улучшения равновесия требуется не менее 3 месяцев, хотя первые сдвиги вы почувствуете уже через 2-3 недели регулярных занятий.

Упражнения для развития равновесия

Мы подобрали универсальный комплекс упражнений, которые улучшают равновесие и общее состояние вестибулярного аппарата:

  1. Наклоняйте голову вперед-назад, влево-вправо.
  2. Плавно вращайте головой по и против часовой стрелки.
  3. Встаньте на носочки, ладони поставьте на талию. Выполняйте быстрые наклоны туловища вперед, чтобы между ногами и корпусом получался прямой угол.
  4. В прежнем положении выполняйте махи вперед-назад выпрямленной ногой.
  5. Поставьте одну ногу перед другой, выполняйте наклоны корпусом вправо-влево.
  6. Встаньте на четвереньки. Одновременно вытяните параллельно полу правые конечности. Удерживайте позу не менее 20 секунд. Повторите левыми рукой и ногой.
  7. Отбивайте мяч о стену и ловите, не сходя с места. Затем усложните задачу – встаньте на одну ногу.
  8. Выполняйте прыжки, приземляясь в четко очерченную область.

Видео 1 — Бой с весом: тренировка на равновесие

Упражнения на развитие статического равновесия

Способность удерживать тело в статическом состоянии, несмотря на внешние физические факторы, тоже очень важна. Ее можно выработать с помощью специальных упражнений:

  1. Встаньте ровно, пятки вместе, носки врозь, ладони на талии. Закройте глаза и просто стойте не менее 20 секунд.
  2. В прежней позиции поставьте одну ступню перед другой на одну линию. Аналогично постойте 20 сек. с закрытыми глазами.
  3. Соедините вместе ступни и приподнимитесь на мыски. Держите позу четверть минуты. Можно попробовать закрыть глаза.
  4. Примите предыдущее положение. Одну ногу оставьте стоять на носочке, а вторую согните и максимально подтяните колено к животу. Нужно продержаться не менее 15 сек, а потом сменить ногу.
  5. Выполните упражнение «Ласточка». Наклонитесь вперед, раскинув руки в стороны, одну ногу поднимите параллельно полу. Постойте так не меньше 15 сек. Ноги поменяйте.
  6. Обратитесь к йоге: примите позу дерева. Руки сложите в молитвенном жесте – ладонь к ладони – и вытяните над головой. Одну ногу согните в колене, отведите его в сторону и поставьте ступню на внутреннюю поверхность бедра другой ноги. Смотрите прямо, макушкой тянитесь вверх. Удерживать позу нужно около 20 секунд.
  7. Учитесь выполнять стойку на голове и на руках. Сначала возле стены и с посторонней помощью, затем, когда почувствуете себя увереннее, уже самостоятельно.

Упражнения на баланс для детей

Существуют специальные детские занятия, помогающие ускорить нервное и физическое развитие ребенка. Они тренируют еще не сформированный полностью вестибулярный аппарат и придают движениям детей ловкость, точность, плавность.

  1. Ходьба по бордюру, бревну. Для балансировки можно раскинуть руки в стороны.
  2. Ходьба и бег по мягкой поверхности – по подушкам, матрасам, одеялам.
  3. Ходьба на руках, когда взрослый поддерживает ноги ребенка.
  4. Игры с мячом – поймать, отбить, вовремя отскочить.
  5. Катание на беговеле для малышей, на велосипеде и самокате для детей постарше.
  6. Игра в классики, когда нужно подпрыгивать и приземляться то на одну ногу, то на обе одновременно.
  7. Кружение вокруг своей оси по и против часовой стрелки с попыткой быстро восстановить равновесие.

Видео 2 — Тренировка на баланс и равновесие

Упражнения в фитнес-зале

Преимуществом занятий в фитнес-зале является наличие там специального оборудования и тренера, который подскажет правильную технику выполнения того или иного упражнения.

Для равновесия полезно заниматься на велотренажере: это укрепляет мышцы ног, которые обеспечивают хороший баланс всего корпуса в целом.

Также не обходите вниманием беговую дорожку. По ней можно не просто ходить, а постепенно усложнять задачу: передвигаться по одной линии, с закрытыми глазами, спиной вперед. Только не забывайте при этом соблюдать технику безопасности, чтобы не упасть.

Балансировочные и вращательные платформы научат быстро восстанавливать равновесие в любой ситуации. Они представляют собой диски, на которых нужно вращаться, помогая при этом себе всем корпусом, либо подвижные платформы, на которых нужно научиться ровно стоять.

Хороший эффект также дают Bosu и фитбол. Bosu – платформа с выпуклой мягкой частью и плоской жесткой стороной. Их используют для тренировки координации, укрепления мышц ног и корпуса. Фитбол – большой упругий мяч, на котором достаточно сложно сохранять устойчивость в сидячем положении.

Совет!

Занятия на тренажерах и с использованием специального оборудования требуют начальных навыков, поэтому при необходимости прибегайте к помощи инструктора.

Тренировка чувства равновесия необходима как в спорте, так и в повседневной жизни. Научно доказано, что у людей с тренированным вестибулярным аппаратом реже развивается морская болезнь, их почти не укачивает в транспорте и на каруселях. Занятия важны людям всех возрастов, нужно только правильно подобрать комплекс упражнений.

Эффективные упражнения на равновесие Ссылка на основную публикацию

lfkplus.ru

Упражнения для развития равновесия

Есть несколько причин, по которым вам стоит заняться своим чувством равновесия.

1. Предотвращает травмы в спортзале и в жизни

Неважно, поскользнулись вы на первой наледи или на мокром полу в ванной, оступились на лестнице с пакетом продуктов или в спортзале со штангой на плечах — хорошее чувство баланса поможет вам моментально среагировать и удержаться от падения.

2. Позволяет выполнять сложные движения

С хорошим чувством равновесия вы сможете выполнять сложные гимнастические и тяжелоатлетические движения, освоить фигурное катание, сноуборд, сёрфинг, трюки на велосипеде и другие интересные виды спорта.

3. Помогает преодолеть возрастные изменения

С возрастом чувство равновесия ухудшается, возрастает риск травм, восстановиться после которых гораздо сложнее, чем в молодости. Тренировки помогут избежать возрастных изменений, снизить риск растяжений и переломов от неловких падений.

Эти упражнения помогут вам развить чувство равновесия. Начните с самых простых вариантов, которые не требуют дополнительного оборудования, и постепенно усложняйте упражнения.

Упражнения без оборудования

1. Поза дерева

Это известная асана, которую может выполнить даже новичок.

  • Встаньте прямо, поднимите одну ногу и поставьте стопу на внутреннюю часть бедра другой ноги.
  • Колено опорной ноги выпрямлено и подтянуто, другое колено смотрит в сторону.
  • Не заваливайтесь на бедро, старайтесь вытянуть тело вверх.
  • Сложите руки над головой или перед собой.
  • Удерживайте позу в течение 30 секунд.

Чтобы проще было удерживать равновесие, представьте три точки на стопе, образующие треугольник — две по краям стопы и одна на пятке. Чувствуйте эти точки во время удержания позы: это поможет равномерно распределить вес.

Если у вас легко получается выполнить эту позу, попробуйте закрыть глаза.

2. Поза воина III

  • Встаньте прямо, поднимите над головой прямые руки.
  • Сделайте наклон вперёд с прямой спиной, пока корпус и руки не будут параллельны полу.
  • Поднимите одну ногу до параллели с полом.
  • Нога, спина и руки должны представлять собой прямую линию.
  • Взгляд направлен вниз, не заламывайте шею.
  • Удерживайте позу в течение 30 секунд и повторите с другой ноги.

К этой позе вы также можете применять способ с тремя точками на стопе.

3. Приседания на одной ноге

Это динамическое упражнение, которое поможет прокачать мышцы кора и ног, а также улучшить координацию движений.

  • Встаньте прямо, левую руку поставьте на пояс, согните левое колено и оторвите стопу от пола — это исходное положение.
  • Сделайте приседание на правой ноге, одновременно наклоните корпус и правой рукой дотроньтесь до пола рядом с правой стопой.
  • Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение.
  • Выполните 10 приседаний и повторите с другой ноги.

4. Перепрыгивания из стороны в сторону

Это упражнение похоже на предыдущее, но дополнено прыжком в сторону.

  • Сделайте приседание на правой ноге, коснувшись пола правой рукой, как описано выше.
  • Выпрямитесь и сделайте прыжок в сторону на левой ноге, поменяв руки. После приземления вы стоите на левой ноге, правая нога оторвана от земли, правая рука на поясе, левая опущена вдоль тела.
  • Сделайте приседание на левой ноге, коснувшись пола левой рукой, выпрямитесь и прыгните в сторону на правой ноге.
  • Выполните три подхода по 10 раз.

5. Подъём руки и ноги на четвереньках

Это упражнение выглядит очень простым, но, чтобы выполнить его, нужно держать в постоянном напряжении пресс, плечи и руки. Оно отлично прокачивает мышцы кора — как раз то, что необходимо для удержания равновесия.

  • Встаньте на четвереньки.
  • Вытяните правую руку и правую ногу.
  • Удерживайте позу в течение 30 секунд и повторите с другой стороны.

Упражнения с Bosu и мячом

Любое упражнение, выполняемое на Bosu, тренирует чувство баланса и мышцы кора. Приведём несколько интересных вариантов.

1. Прыжки на мягкой части

  • Переверните Bosu мягкой частью вверх и встаньте на него.
  • Ноги на ширине плеч, руки поставьте на пояс.
  • Сделайте 10 прыжков, отдохните и выполните ещё два подхода.
  • Если хотите усложнить, попробуйте прыжки с поворотом на 90 или 180 градусов.

2. Запрыгивание на Bosu с разворотом

  • Переверните Bosu мягкой частью вверх.
  • Отойдите от Bosu на один-два шага.
  • Запрыгните на Bosu, в прыжке разворачиваясь спиной вперёд.
  • Сойдите с Bosu и повторите с другой стороны.

3. Планка с руками на Bosu и ногами на медболе

Планка на нестабильной опоре
  • Переверните Bosu твёрдой частью вверх, встаньте в упор лёжа и поставьте руки по краям платформы.
  • Поставьте ноги на медбол.
  • Удерживайте положение от 30 секунд до минуты.

4. Броски мяча в стену

  • Поставьте Bosu рядом со стеной.
  • Встаньте на плоскую часть Bosu, поставив ноги по краям платформы, возьмите в руки фитбол, медбол или набивной мяч.
  • Бросайте мяч в стену напротив себя и ловите его, удерживая равновесие.
  • Выполните три подхода по 10 раз.

5. Поза воина с мячом в руках

  • Наклоните корпус до параллели с полом и вытяните руки с медболом над головой.
  • Когда обретёте равновесие, поднимите одну ногу и доведите её до параллели с полом.
  • Поднятая нога, корпус и руки с мячом представляют собой одну линию.
  • Удерживайте позу в течение 30 секунд.

Ещё больше упражнений с Bosu и мячом вы найдёте здесь.

Упражнения с доской для развития равновесия

Балансборд используют сёрферы, чтобы развить равновесие перед выходом на большую волну. Он очень простой и компактный, отлично прокачивает чувство баланса и не надоедает: процесс затягивает, кажется, что можно ловить на нём баланс целую вечность.

Доска стоит около четырёх тысяч рублей, но вы легко можете сделать такую своими руками. Для самой доски вам понадобится лист фанеры, а ролик можно сделать из ПВХ или металлической трубы.

Что делать с доской

В первую очередь вам нужно научиться на ней стоять. Поначалу можете использовать опору, чтобы вставать на балансборд, а затем учитесь делать это без поддержки.

Вставать нужно плавно, постепенно перенося вес тела на другую ногу, иначе ролик может выскользнуть из-под доски (если вы не сделали ограничители) и вы упадёте.

Когда вы научитесь вставать на балансборд и свободно перекатывать доску из стороны в сторону, всегда можно поучиться запрыгивать на доску, ходить по ней, повернувшись боком, или, например, делать приседания.

На этом всё. Если у вас есть свои любимые упражнения для развития равновесия, делитесь в комментариях.

lifehacker.ru

Упражнения на развитие равновесияв закладки 51

Мы поражаемся исключительной способности гимнастов сохранять равновесие в самых рискованных положениях. Вспомните, например, эквилибристов на качающемся тросе. Многие из них делают акробатические трюки, переворачиваясь в воздухе, а потом снова возвращаются на трос, сохраняя при этом равновесие.

Равновесие нашего тела. Упражнения на развитие равновесия

Восхищаясь искусством гимнастов, акробатов, канатоходцев, мастеров фигурного катания, мы не задумываемся о том, что способность сохранять определенную позу при выполнении какого-либо движения свойственна не только спортсменам и артистам цирка. Каждый практически здоровый человек в определенной мере обладает ею. Если же функция органов, обеспечивающих равновесие, резко нарушается, человек не может ходить, он вынужден только лежать.

На наше тело оказывают воздействия различные физические факторы. Важнейший из них – сила притяжения Земли или сила тяжести. Поэтому управление равновесием и выполнение любого движения в основном подчинены преодолению этой силы.

Двигательный аппарат человека насчитывает более 200 костей. С точки зрения механики он представляет собой систему разнообразных рычагов, равновесие которых, а следовательно, и равновесие всего тела возможно тогда, когда сумма моментов сил, действующих на него относительно оси вращения, равна нулю. Если равенство моментов сил нарушается, то система рычагов начинает вращаться в направлении той силы, момент которой больше, и человек теряет равновесие.

Основные регуляторы равновесия – мышечный и вестибулярный аппараты. Однако без участия органов чувств система регуляции равновесия становится неустойчивой. Попробуйте, например, стоя на носках, закрыть глаза, и вы почувствуете, что выключение зрения ведет к неустойчивости равновесия.

Регуляция поз и движений в повседневной жизни осуществляется рефлекторным путём – автоматически. Как известно, все наши органы и ткани имеют чувствительные нервные окончания – рецепторы. Основными регуляторами равновесия являются мышечные и вестибулярные рецепторы.

Растяжение и сокращение мышечных волокон вызывают раздражение рецепторов мышц. А изменение положения головы и всего тела в пространстве чутко улавливается рецепторами вестибулярного аппарата, находящегося в области внутреннего уха. С рецепторов возбуждение передается по нервным волокнам в центральную нервную систему. Сигналы, постоянно поступающие в головной мозг, приносят информацию об изменении положения нашего тела. Кора больших полушарий головного мозга перерабатывает её и немедленно посылает импульсы в обратном направлении – к мышцам, которые и восстанавливают равновесие тела. Без таких возбуждений, утверждает И.П.Павлов, “движение не может быть выполнено, потому что оно в каждый момент не регулируется. Человек в таком случае может сказать про себя, что он не чувствует в каждый момент своих движений и поэтому не может ими управлять”. Подобное явление можно наблюдать, например, в состоянии невесомости, когда информация от рецепторов мышц, вестибулярного аппарата прекращается и человек не ощущает равновесия своего тела. Поэтому ему приходиться зрительно ориентироваться по отношению к окружающим его предметам.

Равновесие – процесс динамический: в любой позе тело человека не остается абсолютно неподвижным. Мы как бы теряем на мгновение равновесие и вновь его восстанавливаем. Бег, ходьба и другие действия, даже стояние не месте требуют постоянных усилий для удержания равновесия тела в нужной позе. Это привычный и незаметный для нас процесс. Но стоит только споткнуться во время ходьбы или бега, как мы совершаем так называемые предохранительные движения: подпрыгиваем, оказывая тем самым сопротивление силе инерции, отклоняем туловище, как бы подводя центр тяжести под точку опоры, падая, подставляем руку и т.д. Приглядитесь в метрополитене к людям, которые входят на эскалатор и сходят с него: для большей устойчивости они движутся, образно выражаясь, “утиной походкой”, широко расставив ноги и частыми движениями перенося тяжесть тела с одной ноги на другую.

Другой пример. Чтобы удержать равновесие на месте при внезапной остановке транспорта, пассажир невольно отклоняется в сторону, противоположную направлению движения.

Кому не приходилось наблюдать, как идущий рядом человек, поскользнувшись, неуклюже падает, не сделав даже попытки устоять. А как поступит спортсмен, обладающий достаточно развитым чувством равновесия? Он моментально определит направление и скорость отклонения своего тела, чтобы тут же восстановить его, совершив несколько ловких движений, и тем самым избежит падения.

Чем выше тренированность, тем легче человек приспосабливает свои движения и положение тела к изменяющимся условиям. Оптимальный уровень развития способности к управлению равновесием тела позволяет нам выполнять различные бытовые и производственные движения наиболее чётко и экономно.

Хороший спортсмен никогда не жалуется на головокружение и неприятные ощущения во время катания на аттракционах, качелях, поездок на транспорте. А для физически “отсталых” людей это порой настоящий бич. Нередко им приходится отказываться от путешествий на воздушном или морском транспорте. Объясняется это тем, что недостаточно тренированный вестибулярный аппарат под действием изменяющейся скорости, рывков, покачивания приходит в состояние раздражения: учащается пульс, появляется тошнота, головокружение – ухудшается самочувствие. Слабая вестибулярная устойчивость может быть и врожденной. Однако – и это доказано практикой – в любом случае вестибулярный аппарат поддается тренировке. Разумеется, прежде чем приступать к тренировке, надо обязательно проконсультироваться с врачом, нет ли противопоказаний к занятиям.

Рекомендуется выполнять различные гимнастические элементы (кувырки, повороты, перевороты) и специальные, так называемые вращательные упражнения: круговые движения головой, повороты на месте кругом (поворачивая весь корпус и переступая с ноги на ногу). Начинать следует с 6-8 вращательных упражнений, а затем, постепенно увеличивать количество повторений на 1-2 движения каждую неделю. Заниматься целесообразно 3-4 месяца. Именно за этот срок при систематических тренировках можно достаточно хорошо развить вестибулярный аппарат.

Неплохо развивает вестибулярный аппарат качание на качелях. Поэтому не упускайте случая покачаться, даже если это вам неприятно. В первое время раскачивайтесь с небольшой амплитудой, затем постепенно раскачивайтесь всё сильнее. Очень хорошо развивается вестибулярный аппарат при прыжках на батуте. Как правило, систематические тренировки заставят “морскую болезнь” отступить.

Высокая устойчивость вестибулярного аппарата присуща гимнастам, акробатам, летчикам и космонавтам. Это в немалой степени следствие регулярных тренировок и систематической подготовки на специальных тренажерах.

Если вас интересует, на сколько хорошо вы можете удерживать равновесие, попробуйте выполнить приведенные ниже упражнения. Это будет своеобразным тестом вашего вестибулярного аппарата.

У того, кто одолеет весь комплекс, функция равновесия заслуживает отличной оценки. Тем, кто сможет проделать первые десять упражнений или того меньше, необходимо развивать вестибулярный аппарат. При желании эти несложные упражнения можно включить в свой тренировочный комплекс. Начинайте с первых двух, освоив их переходите к следующим, более сложным. При выполнении упражнений старайтесь сохранять равновесие как можно дольше.

Упражнения для равновесия

Пятки и носки вместе, руки на поясе, глаза закрыты. В этом положении стоим 20-30 секунд.
Стопы на одной линии (правая перед левой или наоборот), руки на поясе, в этом положении стоим 20-30 секунд. То же, но с закрытыми глазами, стоять 15-20 секунд.
Ноги вместе, руки на поясе, подняться на носках, стоять 15-20 секунд. То же, но с закрытыми глазами, стоять 10-15 секунд.
Руки на поясе, левую ногу согнуть оторвав от пола, подняться на носке правой ноги, стоять 15-20 секунд. То же другой ногой. Затем делаем то же, но с закрытыми глазами.
Стоя на носках (ноги вместе), выполнить 5-8 наклонов туловища вперед до горизонтального положения (маятникообразные движения), один наклон в секунду. То же, но с закрытыми глазами.
Стопы на одной линии (правая перед левой или наоборот), руки на поясе, выполнить 8-10 наклонов туловища в лево и в право (маятникообразные движения), один наклон в секунду. То же, но с закрытыми глазами
Стоя на носках (ноги вместе), наклонить голову до предела назад, удерживать это положение 15-20 секунд. То же, но с закрытыми глазами, стоять 10-15 секунд.
Стоя на носках выполнить 8-10 пружинящих движений головой влево и вправо, одно движение в секунду
Стоя на носке правой ноги, руки на поясе, выполнить 8-10 маховых движений прямой левой ногой вперед-назад (с полной амплитудой движений). То же другой ногой.
Стоя на носках выполнить 10-12 быстрых наклонов головой вперед-назад.
Подняться на носке правой ноги, левую ногу согнуть, оторвав от пола, голову до предела отклонить назад, закрыть глаза, стоять 10-15 секунд. То же другой ногой.

Мар 10, 2016tigress…s

prokrasotu.info

Тренировка равновесия

Тренируйся! Упражнения на гибкость Перетренированность Тренировочная программа

Упражнения на равновесие развивают способность контролировать положение тела в различных статических и динамических условиях.

Они должны включаться в любую комплексную программу. В спорте — для повышения точности и скорости движений и предотвращения падений и травм. В программах оздоровления — для сохранения чувства равновесия (ухудшается с возрастом), улучшения осанки и стереотипов движений.

Для поддержания баланса требуется скоординированная работа несколько систем. Сигналы о внешних воздействиях и положении различных частей тела в пространстве и относительно друг друга поступают от органов чувств (зрения, осязания), вестибулярного аппарата и механорецепторов нервной системы, находящихся в мышцах, связках и суставах. На основе этой информации мозг формирует программу оптимальных усилий, которая затем реализуется мышцами. Для развития и сохранения этих навыков необходимо тренироваться.

  • Улучшить полноту и скорость восприятия внешних сигналов
  • Обучить мозг «карте тела» и оптимальным движениям
  • Повысить силу и тонус мышц, участвующих в поддержании баланса

Развивайте последовательно три уровня контроля движений:

  • Рефлекторная стабилизация — возникает в ответ на сигналы от механорецепторов того или иного сустава о необычной нагрузке. За счет рефлекса мышцы напрягаются таким образом, чтобы стабилизировать положение сустава. Упражнения: удержание равновесия и отработка движений стоя на подвижной поверхности.
  • Сенсорная стабилизация — используются сигналы не только от механорецепторов тела, но и от вестибулярного аппарата и органов чувств (в основном, зрения). При этом сенсорная информация перерабатывается мозгом без подключения сознания. Упражнения: удержание равновесия и отработка движений стоя на подвижной поверхности, вначале освоение, сконцентрировав внимание на ощущении положения тела, затем — с отвлечением внимания: с закрытыми глазами или подбрасыванием предмета.
  • Осознанная стабилизация — положение тела является осознанным и движения инициируются и контролируются волевым образом. Повторяющиеся движения могут быть запрограммированы и выполняться автоматически. Упражнения: сложные программы с контролируемыми балансирующими движениями.
Упражнения

Упражнения должны быть настолько сложными, чтобы они вас развивали, но при этом оставались безопасными, а качество их выполнения не страдало. Они должны соответствовать потребностям того вида активности, для которого вы тренируетесь, и включать движения в разных плоскостях, медленно и быстро, с визуальной поддержкой и без нее.

Сначала сделайте упражнение, стоя на полу. Затем — с отвлечением внимания: подбрасывайте и ловите мячик или закройте глаза. Используйте дополнительные отягощения, такие как гантели или тяжелый мяч, тяжелый жилет, эластичный жгут и др. Далее переходите к более неустойчивому окружению: сделайте то же упражнение на мягкой или узкой поверхности, например, на балансировочном коврике.

При начальном уровне подготовки достаточно закрыть глаза, чтобы самое простое упражнение стало трудным. Не торопитесь переходить к слишком сложным вариантам: качество должно быть превыше всего!

Можно использовать следующее гимнастическое оборудование (в порядке нарастания сложности):

Навыки балансирования улучшаются при занятиях такими видами спорта, как спортивные танцы, единоборства, катание на горных лыжах, сноубординг, катание на коньках, вейкбординг, кайтбординг, серфинг, виндсерфинг и др.

Кроме того, их можно нарабатывать на простых тренажерах, занятия на которых — отличное развлечение само по себе.

Балансировочная доска

Балансировочная доска состоит из цилиндра, на который сверху кладется доска.

Задача человека — удержать как можно дольше равновесие, стоя на такой конструкции, а также перекатываясь на доске по цилиндру.

Занятия с таким тренажером используются, например, при освоении серфинга.

Натянутая стропа

Натянутая стропа (слэклайн) — также простейшая конструкция для пляжа или дачи.

Сначала нужно научиться удерживать равновесие, стоя одной ногой на стропе и используя другую ногу как противовес (это легче, чем стоять на стропе на обеих ногах). Затем — ходить по стропе.

Это упражнение дает чувствительную силовую нагрузку на мышцы ног.

Чувство равновесия обычно ухудшается с возрастом, что приводит к более частым падениям и травмам. Этого можно избежать с помощью скомбинированной программы, включающей ходьбу, силовые тренировки и упражнения на равновесие (тай-чи, йога и пилатес).

Люди, подверженные риску падений, должны выполнять упражнения на равновесие и укрепление мышц 3 раза в неделю по 30 минут. Кроме того, необходима ходьба не менее 30 минут два раза в неделю или чаще.

Рекомендуются следующие упражнения (три раза в неделю во время разогрева перед силовыми тренировками, либо ежедневно):

  • Ходьба в одну линию — пятка передней ноги касается носка задней ноги в течение 8–12 шагов, с повторением от 2 до 4 раз.
  • Стойка на одной ноге в течение 30 секунд — повторяется для каждой ноги от двух до четырех раз.

Ходьба по неровной поверхности, например, по булыжникам или пешеходным тропам также помогает улучшить равновесие с течением времени.

По материалам Американского колледжа спортивной медицины.

mhlife.ru

Упражнения на развитие равновесия

Умение держать равновесие – необходимость для человека при движении, это важнейшая потребность не только при выполнении физических упражнений, но и в обычной жизни. Поможет научиться равновесию специальный комплекс упражнений на баланс.

Для чего развивать равновесие

Причин развивать свое равновесие может быть несколько:

  • Хорошее равновесие необходимо для предотвращения травм в спорте и жизни. Ситуации могут быть разными: можно поскользнуться на ледяной дороге, запнуться о кочку в лесу или неудачно взять штангу в спортивном зале – удержаться на ногах и не упасть поможет именно хорошо развитое чувство баланса
  • Отлично развитое равновесие поможет сделать сложные упражнения. Неважно, каким видом спорта Вы занимаетесь: гимнастикой, тяжелой атлетикой, фигурным катанием или конькобежным спортом, серфингом, велоспортом – в любом из них крайне важно уметь держать равновесие. Оно поможет не только выполнить трюк и не упасть, но и убережет от травм
  • Упражнения на равновесие помогут легко шагнуть в зрелый возраст, когда чувство баланса снижается из-за естесственных причин. Заблаговременные тренировки способны помочь предотвратить травмы, риск получения которых обычно увеличивается с возрастом. В период, когда образуются дистрофические изменения в суставах, а кости становятся более хрупкими, предотвращение каждого возможного падения – уже профилактика опасного повреждения опорно-двигательного аппарата

Упражнения для развития равновесия

Здесь нам на помощь придут некоторые асаны из йоги. Например, поза дерева, выполнить это упражнение сможет даже новичок

  • Нужно встать прямо, поднять ногу, поставив ее ступню на внутреннюю поверхность бедра другой ноги
  • Колено той ноги, на которой стоите, должно быть прямым, а колено другой ноги должно смотреть в противоположную сторону
  • Стоять нужно, вытягиваясь вверх, не заваливаясь
  • Руки должны быть сложены над головой
  • Асану выполнять тридцать секунд

Поза воина

  • Встать прямо, подняв руки над головой
  • Наклонитесь вперед таким образом, чтобы тело и руки были параллельны полу
  • Вытяните одну ногу, она тоже должна быть параллельна поверхности
  • Смотрите вниз, спина, нога и руки должны составлять прямую линию
  • Постоять 40 секунд и сделать упражнение со второй ногой

Поза воина с мячом

  • Встаньте прямо, наклонитесь вперед параллельно полу, вытянув руки с мячом вперед
  • Когда добьетесь равновесия, поднимите любую ногу и вытяните параллельно полу
  • Корпус, руки и вытянутая нога должны составлять прямую линию
  • Выдерживать позу нужно полминуты, после чего повторить с другой ногой

Комплекс упражнений для развития равновесия включает в себя приседания на одной ноге. Оно не только научит тело равновесию, но и укрепит мышцы ног:

  • Стойте прямо, левую руку поставив на талию. Согните левую ногу в колене, и поставьте на мысок
  • Нужно присесть на правой ноге, наклонив корпус, а правой рукой дотронувшись до пола в том месте, где находится ступня правой ноги
  • Теперь вернитесь в исходное положение (стоя прямо, согнуть левую ногу в колене и приподняв стопу над полом), и проделайте упражнение 10 раз
  • Повторите столько же с другой ногой

Перепрыгивания в стороны

  • Упражнение схоже с предыдущим, но здесь еще необходимо совершить прыжок в сторону
  • Присядьте на правой ноге, как в ранее описанном упражнении на баланс тела
  • После чего, выпрямив корпус, совершите прыжок на левой ноге, поменяв руки. Когда приземлились, стоять нужно на левой ноге, а мысок правой должен касаться пола. При этом, правая рука должна быть на поясе, а левая опущена вдоль корпуса
  • Выполните приседание на левой ноге, дотронувшись пола пальцами левой руки, выпрямите корпус и совершите прыжок в сторону на правой ноге

Лучше понять, как делать это упражнение, способствующее развитию равновесия, поможет видео.

Стоя на четвереньках, поднимаем руку

Элемент кажется несложным для выполнения, но при этом не только развивает равновесие человека, но тренирует мышцы пресса, рук и плеч. Выполняется просто:

  • Встаньте на четвереньки, поднимите правую руку и ногу
  • В таком положении нужно простоять полминуты
  • Повторить с левой рукой и левой ногой

Стойка лучника из китайской гимнастики

Упражнение не только улучшает гибкость, укрепляет суставы и тренирует равновесие, но также развивает мышцы бедер, ягодиц и икр.

  • Ноги на ширине плеч, руки вытянуты перед собой
  • Сделайте широкий шаг вперед таким образом, чтобы колено находилось над щиколоткой. При этом поднимите руки над головой, соприкасаясь ладонями
  • Стоя в такой позе, совершите три глубоких вдоха и выдоха, и вернитесь в исходное положение

Для начала нужно выполнять 7 вращательных упражнений, постепенно увеличивая это количество движений – на одно-два в неделю. Регулярные систематические тренировки помогут развить чувство равновесия. Главное в этом деле – системность, а вот пара одиночных тренировок результата не даст.

Такие гимнастические упражнения на равновесие не требуют много времени и особой подготовки. Уделив несколько минут в день, вы сможете развить свое тело и, возможно, в обычной жизни не упадете там, где могли бы не удержать равновесие. Однако, это далеко не все элементы, которые помогут человеку развить чувство равновесия.

Упражнения на развитие статического равновесия

Статическое равновесие обеспечивает постоянства тело человека в покое при горизонтальном положении, т.е., несмотря на воздействие приложенных сил, тело находится в состоянии покоя. Например, статическое равновесие обусловливает устойчивое положение стоящего человека.

Для статического равновесия необходимо правильное положение тела человека, которое, в свою очередь, зависит от правильного положения головы и направления взгляда. Когда человек стоит на ровной поверхности, и на него не воздействуют какие-либо силы, кроме силы тяжести, он уверенно стоит. Оговоримся: если он стоит в правильном положении. Статическое равновесие, как и динамическое, тоже можно развить, для этого также существует немало упражнений.

  • Сведите пятки вместе, развернув ступни на 45 градусов, а руки в кулаках поставьте на бедра. Закройте глаза и стойте так в течение 20 секунд
  • Поставьте стопы в одну линию: правая стопа над левой или наоборот. Руки тоже в кулаках на бедрах. Зафиксируйтесь на 20 секунд
  • Повторите предыдущее упражнение, но с закрытыми глазами – еще 15 сек
  • Поставьте ноги вместе, руки сожмите в кулаки и расположите на бедрах. Поднимитесь на цыпочках, и стойте в течение 15 сек
  • Повторите элемент с закрытыми глазами
  • Руки в кулаках поставьте на бедра, приподнимитесь на мыске правой ноги, а левую конечность согните в колене. Поднимите ее высоко, как только можете и зафиксируйтесь на 15 сек
  • Повторите тоже самое с закрытыми глазами
  • Проделайте аналогично с другой ногой
  • Встаньте на мыски и 5 раз наклонитесь параллельно полу, удерживая спину в прямом положении. Надо делать наклон в секунду. Неподготовленному человеку трудно будет сразу правильно выполнить упражнения

Упражнения на баланс для детей

Ребенку особенно важно развивать равновесие, хорошая координация минимизирует возможность получения травм. У ребенка развивается соответствующая реакция тела, например, он выставит руки вперед при падении.

Упражнения на равновесие для детей впоследствии помогут принимать правильное положение тела при выполнении заданий, сидя за партой.

Какие упражнения способствуют развитию равновесия у ребенка? В первую очередь те, которые укрепляют «основные», крупные мышцы: пресса, спины, шеи, плечевого пояса, рук и ног. Укрепление этих мышц обеспечит хорошую устойчивость туловища ребенка. Чем выносливее будут мышцы ребенка, тем дольше он сможет удерживать равновесие.

Координацию движений ребенка помогут улучшить следующие упражнения:

  • Ходьба по неустойчивым поверхностям – подушкам, креслам-мешкам, одеялу. Эти упражнения помогут научить ребенка сохранять вертикальное положение
  • Качание на неустойчивых качелях – под присмотром взрослых. А также разнообразные подвесные лестницы и канаты заставляют мышцы лучше работать
  • Ходьба на руках, при которой взрослый держит ноги ребенка
  • Приседания на колени, не дотрагиваясь ладошкой пола
  • Игры с воздушным шариком (перекидывание шара другим игрокам)
  • Игра в сапера, во время которой нужно большими прыжками перепрыгивать «мины». Это упражнение хорошо тренирует вестибулярный аппарат
  • Катание на велосипеде и скутере приучают правильно держать осанку, чтобы сохранить баланс

Развитие равновесия с использованием элементов спортивных упражнений необходимо не только для предотвращения травм. Оно поможет малышу стать более уверенным в себе, смело ввязываться в веселые игры, развивающие гибкость ума и выносливость тела. Слабый ребенок часто подвергается насмешкам более сильных детей, поскольку он всегда проигрывает в детских спортивных забавах, его не хотят брать в команду. Ребенок полюбит спорт и приучится добиваться поставленных целей.

www.sportobzor.ru

5 базовых упражнений для тренировки равновесия: почему не стоит забывать о балансе

В погоне за идеальными ягодицами, кубиками пресса и рельефными руками многие из нас забывают об упражнениях на баланс. А ведь равновесие - это одна из базовых потребностей нашего организма при движении.

Почему важно выполнять упражнения на баланс?

Как-то я разговаривал с одним профессиональным футболистом, и между делом спросил его: «Если бы у вас была возможность обладать всего одним спортивным качеством, какое-бы вы выбрали?». Его ответ был прост и однозначен: «Баланс». Заметьте, не сила, не скорость, не выносливость, а именно баланс.

Быть в ладах со своим балансом – это означает всегда контролировать свой центр тяжести. И чем лучше вы его контролируете, тем более продуктивными будут ваши тренировки. Баланс важен в утренних пробежках, в силовых упражнениях с весом и, конечно же, в спортивных играх. Упражнения на баланс помогут вам предотвратить бытовые и спортивные травмы, а также укрепляют вестибулярный аппарат и улучшают координацию движений.

Загрузка...

Вопросы читателей

Как предотвратить или смягчить неприятные симптомы укачивания в дороге? 18 October 2013, 17:25 Как предотвратить или смягчить неприятные симптомы укачивания в дороге?

Посмотреть ответ

Перед вами 5 базовых упражнений на баланс, которые помогут вам улучшить чувство равновесия.

Поза горы

Упражнение взято из йоги и является основным для тренировки равновесия. Стоять в ней нужно спокойно и неподвижно, как гора. Выполняя упражнение регулярно, вы избавитесь от болей в спине, а также получите отличную профилактику различных артритов, артрозов и застойных явлений в икроножных мышцах и мышцах бедер. Выполняем упражнение так:

  • Встаньте прямо, соедините стопы. Пятки и большие пальцы ног соприкасаются. Вес тела перенесите на центр стопы.
  • Напрягите колени, подтяните вверх коленные чашечки, копчик опустите вниз, сократите верхнюю часть бедер и подтяните задние бедренные мышцы. Лодыжки должны находиться на одной линии.
  • Втяните живот и поднимите его вверх. Грудь раскройте вперед, позвоночник вытягивайте вверх, шею держите прямо.
  • Вытягивайте руки вверх над головой. Если это сложно, держите их опущенными по бокам. Ладони поверните к бедрам. Пальцы сожмите вместе. Следите за тем, чтобы плечи не поднимались.

Вам будет интересно: Упражнения для повышения настроения

Простое и эффективное упражнение, которое полезно для координации движений и тренировки мыщц кора.

  • Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Вес равномерно распределите на обе ноги.
  • Перенесите вес на правую сторону, и оторвите левую ногу от пола на высоту 5-10 см.
  • Держите позицию до 30 секунд.
  • Вернитесь в исходное положение и перенесите вес тела на другую ногу.

Ваш баланс будет улучшаться, пропорционально количеству повторений. Старайтесь довести равновесие на каждой ноге до 1 минуты.

Стойка на одной ноге

Цель этого упражнения научиться поддерживать равновесие изнутри. Выполняйте его не только в спортзале, но и в повседневной жизни, например, на прогулке или когда стоите в очереди. Так вы сможете укрепить мышцы голеней и стоп, проработать каждую ногу по отдельности, научиться достигать стабильности таза, укрепляя глубокие задние волокна средней ягодичной мышцы.

  • Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, вес равномерно распределен на обе ноги. Положите руки на бедра. Поднимите левую ногу от пола и согните ее в колене.
  • Зафиксируйте положение на 30 секунд.
  • Вернитесь в исходное положение и повторите с другой ногой.
  • Сделайте по 5 повторов для каждой ноги.

Вам будет интересно: Домашний фитнес: подтянем проблемные зоны

Разнообразить упражнение можно, вытягивая носок поднятой ноги как можно дальше от тела. Важно чтобы таз при этом оставался ровным. Следите за тем, чтобы движение зарождалось в тазобедренном суставе, а не в колене.

Шикарное упражнение не только для тренировки равновесия, но для всех мышц кора.

  • Встаньте в исходное положение как в предыдущем упражнении. В руки возьмите гантели. Согните руки с гантелями в локте х так, чтобы образовался угол в 90 ̊. Одновременно поднимите правую и согните ее в колене.
  • Держите положение до 30 секунд.
  • Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение встав на другую ногу.

Чтобы усложнить упражнение вы можете балансировать на одной ноге, стоя на мешке с песком.

Стойка лучника

Это упражнение мы взяли из Тай Чи котрые почему -то все напрасно считают гимнастикой для тех кому за.... Китайская гимнастика Тай Чи оказывает мощное исцеляющее воздействие на организм. Она повышает гибкость, укрепляет суставы, стабилизирует иммунную и сердечно-сосудистую систему.

Вам будет интересно: Дыхательная гимнастика для похудения

Выпады в стиле Тай-чи помогают тренировать равновесие, сформировать красивую линию бедер, подтянуть ягодицы, укрепить икры.

  • Поставьте ноги на ширине плеч, руки вытяните перед собой на уровне груди.
  • Сделайте широкий шаг вперед, так чтобы колено было согнуто под углом 45 градусов (следите, чтобы колено располагалось точно над щиколоткой). Одновременно с шагом вперед выпрямите руки над головой и сложите ладонями друг к другу.
  • Зафиксируйте положение. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха, и, оттолкнувшись передней ногой, примите исходное положение.

Дмитрий Белов

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Самые бесполезные упражнения в спорте

Зачем нужны функциональные тренировки?

Как уменьшить боль мышц после тренировки

{

www.likar.info

Методическая копилка игр и упражнений на равновесие

МКДОУ « ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

№14 « УЛЫБКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

НА РАВНОВЕСИЕ

( материал для инструкторов по физической культуре,

родителей и воспитателей ДОУ)

Составила:

инструктор по физической культуре

МКДОУ №14

г. Лодейное Поле

2013г

Пояснительная записка

Умение сохранять равновесие в разных условиях или положениях тела формируется с первых движений ребенка, по мере расширения его двигательного опыта.

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребенка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действиях различных анализаторов - мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного, объединяемых регулирующим влиянием центральной нервной системы. Поэтому для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка как при удерживании статистических поз, так и при перемещениях в пространстве.

Хорошее развитие функции равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений. Оно связано со всеми основными видами движений - бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем. Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положений, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направляемые на сохранение равновесия.

Упражнения и игры помогут выработать чувство равновесия, устойчивости, окажут помощь всему организму. Все задания, связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий, четкого выполнения правил.

Данный материал окажет хорошую поддержку инструкторам по физической культуры, родителям и воспитателям ДОУ, поможет привить детям интерес и любовь к занятиям физической культурой и спортом.

РАВНОВЕСИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

1.  Остановка во время ходьбы и бега.

2.  Ходьба и бег по прямой дорожке ( длина 2,5 – 3 метра, ширина 25-20см).

3.  3. Ходьба по доске( ширина 20см).

4.  Ходьба по извилистой дорожке.

5.  Перешагивание через лежащие на земле предметы, расстояние между ними 20-25см.

6.  Перешагивание через рейки лестницы, лежащей на земле.

7.  Ходьба по гимнастической скамейке.

8.  Ходьба по кирпичикам, положенным на расстоянии 15см один от другого.

9.  Ходьба по шнуру.

10.  Перешагивание через препятствия- рейки или шнуры, положенные на кубы.( высота 20-25см).

11.  Ходьба по наклонной доске, один конец которой приподнят на 20-30см.

12.  Ходьба по бревну по стесанной поверхностью( ширина 20см).

13.  Стоя на месте, подняться на носки и постоять, сохраняя равновесие.

14.  Кружение на месте в одну сторону, после остановки и отдыха кружение в другую сторону.

Примечание. Руки при движении свободно балансируют.

Методические указания.

Детей четвертого года жизни учат ходить приставным и чередующимся шагом в зависимости от предложенного задания, например по кирпичикам можно идти приставным шагом. При ходьбе по доске и скамейке можно усложнить задание, предлагая ребенку поставить руки в стороны или на пояс, но не настаивать на этом, если ребенок боится. При движении по узкой или высокой опоре дети могут свободно балансировать руками. Надо напомнить детям. что при такой ходьбе следует держаться прямо, стараться не опускать голову, смотреть вперед на игрушку, поставленную впереди. В общеразвивающих упражнениях можно предложить непродолжительное время постоять на носках, на одной ноге, сохраняя при этом и правильное положение туловища. Вначале это удается детям, обладающим хорошей координацией движений. При выполнении упражнений поощряйте детей, особое внимание уделять детям, неуверенно чувствующим себя на скамейке, предлагая им во время прогулки пройти по шнуру, по бортику песочницы, низкому бревну, идя рядом с ребенком, ободряя его.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4лет

ЧЕРЕЗ БОЛОТО.

На площадке из кирпичиков( плоских фанерок размером 15 на 20 см) выкладываются 2-3 дорожки длиной 3м. Расстояние между кирпичиками 10-15см. 2-3 детей встают у первых кирпичиков и по сигналу идут по дорожкам.

Правила: вставать только на кирпичики, не касаясь пола: доходить до конца дорожки.

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА.

Дети располагаются за веревкой, подвешанной на высоте 25см. Воспитатель-наседка зовет цыплят гулять. Они перешагивают через веревку и разбегаются по площадке. На сигнал « большая птица» убегают. Воспитатель в это время опускает веревку вниз.

Правила: перешагивать после сигнала, не толкаясь, удерживая равновесие на одной ноге; убегать после сигнала.

МИШКА ИДЕТ ПО МОСТИКУ.

На землю кладут доски( ширина 25см, длина 2-2,5см). За ними на высоте подтянутой руки ребенка подвешивают на веревке ленточки. Соответственно количеству досок вызывают детей, они встают на четвереньки и по сигналу ползут до конца дочки. Сходят с доски, подпрыгивают, снимают по одной ленточке - медведи достают малину. Когда все дети проползут, воспитатель предлагает побегать с ленточками по площадке. По сигналу все собираются, воспитатель вешает ленточки на веревку. Игра повторяется.

Правила: идти по скамейке на четвереньках( на ступнях и ладонях); доходить до конца доски.

ШИРЕ ШАГАЙ.

На площадке в 2-3 ряда раскладываются обручи( пластмассовые или плоские из фанеры диаметром 60см). В каждом ряду 5-6 обручей. 2-3 детей по сигналу шагают из обруча в обруч. Дойдя до конца, попрыгивают, хлопают в ладоши и возвращаются.

Правила: идти с промежуточным шагом в обруче, но не выходя за его края, не задевать за обручи.

СОДЕРЖАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

1. Остановка во время бега, присесть или повернуться кругом и продолжать бег.

2. После бега по сигналу встать на куб или скамейку.

3. Ходьба по шнуру, положенному прямо, по кругу, зигзагообразно.

4. Ходьба по шнуру с мешочком на голове( вес 400г, размер 12 на 18)

5. Ходьба с мешочком по ладони по доске( ширина 15см) лежащей на полу.

6. Ходьба по ребристой доске.

7. Ходить по скамейке ставя ногу с носка. руки в стороны.

8. Ходить по скамейке перешагивая через положенные на ней кубики.

9. Перешагивание через кубы, лежащие на полу рейки, положенные на высоте 40см.

10.Ходьба по бревну боком( правым и левым) приставными шагами.

11. Перешагивание через рейки лестницы, приподнятой от земли на 20-25см.

12. Разойтись вдвоем на доске( ширина 20-15см), пожженной наклонно.

13. Кружение в одну и другую сторону( руки на поясе, руки в стороны)

14. Стоять на одной ноге, вторая согнута и поднята коленом вперед( или в сторону), руки на поясе.

15. Ходьба по горизонтальному бревну ( ширина 15см, высота25-30см).

Методические указания.

В средней группе возрастают требования к качеству выполнения упражнений. Особенность упражнений, тренирующих равновесие, в том,

что они проводятся в спокойном темпе, в них не включается соревнование на быстроту выполнения движения. Поэтому обращается внимание на хорошее уверенное выполнение статистических поз, четкое спокойное выполнение ходьбы по уменьшенной и повышенной площади опоры. Иногда сами дети стремятся пройти быстрее. Этого нельзя допускать.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5ЛЕТ

ЗА ВЫСОКИМ, ЗА НИЗКИМ.

Дети идут или бегут в колонне друг за другом. На сигнал « за низким» быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.

Правила: поворачиваться быстро удерживая равновесие, и бежать, не наталкиваясь на впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.

БАБОЧКИ, ЛЯГУШКИ.

Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу « бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу « лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.

Правила: останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.

КОЗЛИКИ НА МОСТУ

. Двое детей идут с разных сторон по доске( ширина 20см). Встретившись на середине, поворачиваются на 180 градусов и возвращаются каждый в свою сторону.

Правила: расходясь, не терять равновесие, не оступаться.

ДОНЕСИ-НЕ УРОНИ.

На землю кладут шнур длиной 2-3м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову мешочек с песком и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек.

Правила: мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.

ТРУДНЫЙ ПЕРЕХОД.

Детям предлагается пройти по пенечкам ( снежным бугоркам), врытым в землю на разной высоте - от 20-30 см, расстояние между ними 10см.

ВЕСЕЛЫЕ СНЕЖИНКИ.

Играющие разбегаются по площадке. На сигнал « Ветер подул, закружил снежинки» дети кружатся на месте. Со словами воспитателя « снежиночки - пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели отдохнуть» приседают. Далее игра продолжается.

СОДЕРЖАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

( 5-6 лет)

1. После бега присесть на носках; руки в стороны.

2. Ходьба по доске, скамейке ( ширина 20-15 см, высота 30-35см) на носках.

3. Ходить по шнуру, приставляя пятку одной ноги к носку другой.

4. Ходьба по скамейке боком приставными шагами.

5. Ходить по скамейке с мешочками на голове, руки в стороны или за спиной.

6.Ходить по скамейке с наклонами, раскладывая или собирая кубики, мешочки с песком.

7. Ходить по скамейке, прокатывая мяч двумя руками перед собой.

8. Ходьба по скамейке, на середине присесть, коснуться руками скамейки, выпрямиться, идти дальше.

9. Ходьба по скамейке с поворотом кругом.

10. Вбегать и сбегать по наклонной доске( ширина20-15см), верхний конец поднят на высоту 35-40см.

11. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну( высота35-40см).

12. Ходьба по скамейке на четвереньках.

13. Стоять на полу на одной ноге, вторая прямая поднята вперед, в сторону или назад.( ласточка»)

14. Стоять на полу на одной ноге, вторая согнута, поднята вверх, на колене мешочек с песком.

15. Стоять на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу( 4-5раз).

16. Стоять на гимнастической скамейке на одной ноге( считать до 3-5), чередовать правую и левую ногу.

17. Ходьба по узкой рейки гимнастической скамейки с поддержкой.

18. Кружиться парами, держась за руки.( 5-10сек)

Методические указания.

Для детей 5 лет упражнения в ходьбе по гимнастической скамейке, бревну более разнообразны. Ширина и высота пособий остаются такими, как в средней группе, но повышаются требования к точности выполнения детьми движений, соблюдению статистических поз и хорошей осанки, непринужденности движений. При выполнении упражнений увеличиваются требования к сохранению равновесия: после трех наклонов выпрямиться и постоять на одной ноге; после трех приседаний выпрямиться, подняться на носки. С этой же целью следует широко использовать условия окружающей среды: пройти по песочнице, бортовому камню, лежащему дереву, мостику, по камням, корням деревьев. В зимнее время дети ходят по снежным валам, скользят по ледяным дорожкам, ходят на лыжах, катаются на коньках.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ПОСАДИМ РАССАДУ И СОБЕРЕМ УРОЖАЙ.

3-4 играющих стоят перед скамейками. В руках у них корзинки или ведерки с мешочками ( кубиками, колечками). Идут по скамейке, наклоняясь и раскладывая предметы на скамейке. Дойдя до конца, сходят или спрыгивают, идут обратно и отдают корзинки следующим играющим. Те по сигналу так же идут по скамейке, но уже собирают предметы. Правила: предметы брать из корзинки по одному; класть предметы примерно через два шага; положив или взяв предмет, выпрямиться.

ШАГАЙ ЧЕРЕЗ КОЧКИ!

Играющие становятся в 3-4 звена перед скамейками. На скамейках положено по три кубика ( высота 20см) или набивных мяча. Дети идут по скамейкам, перешагивая через них. Для того чтобы ребята не приносили ногу стороной, посередине верхней стороны кубика наносится краской полоса( или наклеивается изоляционная лента)

Правила: переносить ногу, придерживаясь середины кубика, хорошо сгибать ногу в коленке.

БЕГОМ ПО ГОРКЕ.

Вбегать и сбегать по наклонной доске ( ширина 20-15см), бревну, земляной и снежной горке, ограниченной флажками( палочками).

РАЗОЙДИСЬ - НЕ УПАДИ! Двое детей идут по скамейке навстречу друг другу( с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.

ЮНЫЕ ГИМНАСТЫ.

Дети выполняют задания на гимнастической скамейке:

- пройти на носках, хорошо вытянувшись, руки за головой, смотреть прямо на конец скамейки;

- пройти по скамейке, выполнив после 2-3 шагов и перед концом скамейки повороты на 360 градусов;

- стоя на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу;

- стоять на скамейке поочередно на правой и левой ноге.

КТО ДОЛЬШЕ НЕ УРОНИТ.

Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.

Правила: мешочки кладут по сигналу и стоят, не придерживая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры.

СОВУШКА.

Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.

Правила: останавливаться в позе, предложенной воспитателем на одном колене; на носках; образовав пары, поставив стопы на одну линию( пятку одной ноги к носку другой).

ЖМУРКИ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ.

Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза - это жмурка. Другому дают колокольчик. Ребенок с колокольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать.

Правила: бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.

ДРУЖНЫЕ ПАРЫ.

Дети распределяются парами, берутся за руки. По сигналу кружатся в одну сторону ( 5с). По другому сигналу останавливаются и после короткой передышки кружатся в другую сторону.

СОДЕРЖАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ(6-7ЛЕТ)

1.Ходьба по доске, скамейке (ширина15с-10см, высота 35-40см).

2.Ходьба по скамейке, по середине перешагнуть палку, веревку.

3.Ходьба по скамейке, посередине пролезть в обруч, под натянутой над скамейкой веревкой (высота 50см).

4.Ходьба по скамейке приседая на одной ноге, а другую, пронося прямой вперед сбоку скамейки.

5.Ходьба по скамейке, на каждый шаг высоко поднимать прямую ногу вперед и делать под ней хлопок.

6.Ходьба по скамейке, на середине перепрыгнуть через веревку ( высота 20см), идти дальше.

7. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну ( ширина стесанной поверхности 15-10см, высота 40см) прямо и боком, с разными положениями рук ( в стороны, на пояс, вверх, за голову)

8. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.

9.Ходьба по шнуру по – медвежьи ( ступни на шнуре, ладони справа и слева от шнура).

10.Ходьба по линии спиной вперед.

11.Ходьба по большому обручу приставными шагами (диаметр 1м).

12.Ходить, перешагивая палки, положенные на стулья.

13. Бросать и ловить мяч парами, стоя на скамейке.

14.Сидя на скамейке поперек с опорой рук сзади, приподнимать и опускать прямые ноги; сидя, поворачиваться на 360 градусов направо и налево.

15. Стоять на одной ноге, закрыв глаза.

16. После бега, прыжков, кружения сделать «ласточку».

17. Прыгать на одной ноге вперед, удерживая на колене другой( согнутой) ноги мешочек с песком.

18. Встать и сесть без помощи рук, удерживая на голове мешочек с песком.

19. Балансирование на большом набивном мяче, ножной качалке.

Методические указания.

В подготовительной группе продолжать усложнять задания, учитывая возросшие возможности детей. Площадь опоры в упражнениях становится более узкой и высокой. При этом не всегда следует добиваться прочной устойчивости доски или гимнастической скамейки. Дети 6-7 лет должны уметь пройти по слегка качающемуся пособию, восстанавливая балансированием временную потерю равновесия. Они способны удерживать равновесие на большом набивном мяче, ножной качалке, круглом камне. При ходьбе по узкой и высокой опоре, когда теряется равновесие, надо спокойно опустить одну ногу на землю или соскочить, предварительно подготовившись к соскоку и выбрав удачное место приземления. Дети должны научиться способам самостраховки. Игры – аттракционы, используемые в этой группе, часто требуют хорошо развитого чувства равновесия, тренируют детей в этой способности, вызывают у них интерес, желание соревноваться.

УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

КТО ДОЛЬШЕ НА ОДНОЙ НОГЕ.

Детям предлагается различные варианты заданий:

Стоять на полу закрыв глаза;

Стоять на скамейке вдоль или поперек;

Менять положение поднятой ноги: вынести вперед, в сторону согнутую или прямую, положить на колено мешочек с песком, взяться за щиколотку.

«СОВУШКА», «СТОП», « ПАУК И МУХА».

Использовать эти игры, указанные ранее, добиваясь от детей сохранения неподвижной позы в течение 3-5с после ходьбы и бега.

ЖМУРКИ.

Назначить считалкой водящего. Ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При видя какой-либо опасности ( дерево, пенек и др) играющие должны предупредить жмурку словом « огонь».

Правила: не выходить за обозначенную границу; убегая от жмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом « огонь».

БОЙ ПЕТУХОВ.

Двое детей встают в очерченный круг ( диаметр 1-1,5м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.

Правила: не опускать ногу на пол; кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.

БЕГ В МЕШКЕ. 2-3 детей влезают в мешки. Придерживая их руками, должны пройти или пробежать от одной линии до другой( примерно 5-6м).

НОЖНАЯ КАЧАЛКА.

Для игры нужны половинки широкого отрезка бревна. Дети встают на стесанную часть и, балансируя, удерживаются в вертикальном положении на качалках.

Правила: выигрывает тот, кто дольше удержался на качалке; наступивший на землю выбывает из соревнования.

ДОНЕСИ МЕШОЧЕК.

3-4 детей встают на доски или скамейки, кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.

Правила: при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.

НЕ УРОНИ ШАРИК.

3-4 детям даются ложки и небольшие шарики. На расстоянии 6-8 м обозначается линия или ставится небольшая коробка. Дети несут шарики в ложках до этой линии, по дороге проходя по доске или скамейке.

Правила: можно идти или бежать, но не раняя шарика если уронил, подняться, вернуться к месту падения и оттуда снова двигаться; шарик нельзя придерживать рукой.

НАКОРМИ КРОЛИКА.

На фанере или картоне рисуют большого кролика.. Рот у него открыт( выпилен круг диаметром 10- 20см) Подвешивают кролика на стенку или дерево. Ребенку надевают большой бумажный колпак и дают морковку, сшитую из материи. Отводят на 4-5 шагов от кролика, предлагают покружиться 2-3 раза, после чего надо подойти и накормить кролика, попадая морковкой в рот.

ПЕТРУШКА.

Из положения сидя на корточках высоко подпрыгнуть, расставив широко руки и ноги в стороны, затем приземлиться, снова присаживаясь на корточки.

БОЛЬНАЯ ПТИЦА.

4-5 детей встают у линии, друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Стоят на одной ноге, вторую сгибают в колене и крепко берутся за щиколотку. Прыгают вперед « кто дальше».

Правила: прыгать на одной ноге, вторую держать рукой не отпуская; опустившиеся на обе ноги считается проигравшим и выходит из игры.

ПРИСЯДКА.

Сесть на носок одной ноги, другую вытянуть вперед. Сделав маленький подскок, поменять ноги местами. Руки вытянуть вперед или скрестить на груди.

Правила: вначале прыгать в произвольном темпе, затем ритмично под счет.

ЧЕРЕЗ ХОЛОДНЫЙ РУЧЕЙ.

Дети идут по скамейке, руки на поясе. Приседают на каждый шаг на одной ноге, другую ногу опускают вниз, касаясь земли носком ноги.

СМЕЛЫЕ ГИМНАСТЫ.

Дети выполняют задания на достаточно широкой и устойчивой скамейке( высота 30см) при ходьбе по скамейке перепрыгнуть через веревку, повешанную на высоте 15-20см; стоя на скамейке( вдоль и поперек), выполнить 2-3 подскока вверх с мягким приземлением; пропрыгать по скамейке легкими подскоками на двух ногах.

Методические указания для взрослых: родителей педагогов.

ПОЗА РАВНОВЕСИЯ.

- укрепляет позвоночник, вырабатывает чувство равновесия, волевые качества, способствует сосредоточенности. Она благотворно сказывается

на работе почек и органов пищеварения. Когда время пребывания в позе увеличивается, это свидетельствует об укреплении спины.

Сядьте, вытянув ноги вперед. Спину держите прямо, руки опустите ладонями на пол около таза, пальцы обращены к стопам.

Сделайте спокойный вдох и выдох, сосредоточьтесь. Отклоните туловище слегка назад и одновременно поднимите ноги, не сгибая в коленях. Пальцы ног тяните на себя, выгибая стопу. Отнимите кисти рук от пола и захватите ими бедра или голени. Точкой опоры являются ягодицы. Ноги должны быть под углом 60-65 к полу. Стопы подняты выше головы.

Удерживайте равновесие. Дыхание спокойное, произвольное. Через 5-10сек согните ноги и медленно опустите на пол. Отдохните, лежа на спине.

поза равновесия

поза кривого дерева

ПОЗА КРИВОГО ДЕРЕВА.

-Встаньте прямо. Согните левую ногу. Правой рукой захватит его голеностопный сустав поднятой ноги и прижмите его подошву к внутренней поверхности правого бедра так, чтобы пятка оказалась близко к паху, носок был обращен вниз, а колено развернуто в сторону. Соедините ладони и поместите их перед грудью пальцами вверх, предплечья держите параллельно полу. Можно поднять руки вверх, не разъединяя ладоней. Старайтесь не потерять равновесие. Ногу, на которой стоите, в колене не сгибайте, спину держите прямо, смотрите перед собой. Дыхание спокойное, произвольное. Через 10-15сек опустите руки. Левой рукой захватите голеностопный сустав, плавно отведите ногу от бедра и опустите ее на пол. 2-3 секунды отдохните и повторите позу, встав на левую ногу. Поза укрепляет мышцы ног, развивает вестибулярный аппарат, способствует успокоению нервной системы

поза дерева-2 поза дерева ( вариант1)

ПОЗА ДЕРЕВА.

- улучшает кровообращение, способствует растяжке позвоночника, рук, ног, росту тела в длину. Это самое первое упражнение в любом комплексе, который начинается с положения стоя. Оно готовит организм к нагрузке и способствует правильной осанке, вырабатывает привычку стоять прямо и устойчиво.

Встаньте прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднимите руки вверх. Ладони поверните друг к другу. Спина прямая, живот подтянут. Вверх, подбородок немного приподнят. Голова, шея, позвоночник находятся на одной прямой линии. Тянитесь всем телом вверх.

Ноги, как корни дерева, врастают в землю, стопы вместе и прижаты к полу. Постарайтесь растопырить пальцы и почувствовать, как вся стопа наливается теплом.

Руки тянутся вверх. Вы как крепкое, сильное дерево, которому не страшна никакая буря. Ваше тело стройное, красивое, сильное.

Через 10-15 сек, развернув ладони в стороны, плавно опустите руки. Сделайте 2-3 спокойных вдоха и повторите упражнение, развернув ладони наружу.

По мере потягивания руки максимально разворачиваете ладонями наружу. По истечении 10-15 секунд опустите руки. Отдохните, сделав несколько вдохов и выдохов.

ПОЗА БЕГУНА

- способствует развитию вестибулярного аппарата, вырабатывает чувство равновесия, тренирует мышцы ног и позвоночника.

Стоя, согните левую ногу, левой рукой захватите голеностопный сустав или носок и поднимите как можно выше.

При этом туловище наклоните вперед, хорошо прогибаясь в пояснице. Правую руку вытяните вперед. ладонью вниз.

Старайтесь, чтобы между бедром и голенью поднятой ноги был прямой угол. Удерживайте равновесие 5-6 секунд. Затем плавно вернитесь в исходное положение. Через несколько секунд повторите упражнение, сменив ногу. Дыхание спокойное.

pandia.ru


Смотрите также




Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
[ 2 июня 2020 ]   Кружок пауэрлифтинга и жима лежа
    В нашем клубе успешно начал работу "кружок" пауэрлифтинга и жима лёжа. Наши члены кружка успешно выступили и завоевали призовые места на прошедшем 26-27 мая чемпионате Приволжского Федерального Округа по пауэрлифтингу и жиму лёжа. Мы с радостью приглашаем всех желающих в наш коллектив. Начало работы кружка суббота в 14-30.

[ 5 октября 2020 ]   Как вести себя в тренажерном зале
    Посещение нового тренажерного зала – превосходный способ улучшить собственную мотивацию и режим занятий. Однако спортзал иногда пугает тех, кто никогда ранее в него не ходил. Причем касается это не одних лишь новичков. Даже бывалые члены спортивных клубов иногда пребывают в замешательстве от множества неизвестных им тренажеров и множества накачанных людей. Мы поможем вам и дадим несколько советов, которые помогут вам ощущать себя в тренажерном зале рискованнее.

[ 12 апреля 2020 ]   Советы новичкам. Собираемся в тренажерный зал.
    Вы взяли себя в руки и с завтрашнего дня начинаете ходить в спортзал? Отлично! Вам следует учесть некоторые нюансы.

  Содержание, карта сайта.