Главная Контакты Найти нас
Тренажерный зал
Аэробный зал
Наши инструкторы
Спортивное питание
Расписание
Инфракрасная сауна
Турбо Солярий
Вакансии
Цены

allrefrs.ru

Пропорции тела человека

Телосложение — размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, и особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.

Размеры и формы тела каждого человека генетически запрограммированы. Эта наследственная программа реализуется в ходе онтогенеза. другими словами в ходе последовательных морфологических, физиологических и биохимических изменений организма от его зарождения до самой смерти.

Соматотип (Соматическая конституция) это, по сути, конституционный тип телосложения человека (см. Конституция человека ), но это не только фактически телосложение, но и программа его будущего физического развития. Телосложение человека изменяется в течении его жизни, в то время как соматотип обусловлен генетически и есть постоянной его чёртом от рождения и до смерти. Возрастные трансформации, разные болезни, усиленная физическая нагрузка изменяют размеры, очертания тела, но не соматотип. Соматотип — тип телосложения — определяемый на основании антропометрических измерений (соматотипирования), генотипически обусловленный, конституционный тип, характеризующийся уровнем и изюминкой обмена веществ (преимущественным развитием мышечной, жировой либо костной ткани), склонностью к определенным болезням, и психофизиологическими отличиями.

Содержание

Размеры тела

Среди размеров тела выделяют тотальные (от кожный покров. total — целый) и парциальные (от лат. pars — часть). Тотальные (неспециализированные) размеры тела — основные показатели физического развития человека. К ним относятся протяженность и масса тела, и обхват груди. Парциальные (частичные) размеры тела являются слагаемыми тотального размера и характеризуют величину отдельных частей тела. Размеры тела определяются при антропометрических обследованиях разных контингентов населения. Большая часть антропометрических показателей имеет большие личные колебания. Тотальные размеры тела зависят от его длины и массы, окружности грудной клетки. Пропорции тела определяются соотношением размеров туловища, конечностей и их сегментов. К примеру, с целью достижения высоких спортивных результатов в баскетболе громадное значение имеет большой рост и долгие конечности. Вместе с тем не так уж редко громадного успеха достигают и те спортсмены, соматотип которых отличается от наилучшего для данного вида спорта. В аналогичных случаях отражается влияние многих факторов, и прежде всего таких, как уровень физической, технической, тактической и волевой подготовки атлетов. Размеры тела являются ответственными показателями (наряду с другими параметрами, характеризующими физическое развитие) являются ответственными параметрами спортивного отбора и спортивной ориентации. Как мы знаем, задача спортивного отбора — отобрать детей, наиболее пригодных в связи с требованиями вида спорта. Неприятность спортивной ориентации и спортивного отбора есть комплексной, требующей применения педагогических, психологических и медико-биологических способов [1] .

Пропорции тела

При однообразной длине тела величины отдельных его частей у различных индивидуумов смогут быть разны. Эти различия выражаются как в безотносительных размерах, так и в соотносительных величинах. Под пропорциями тела подразумеваются соотношения размеров отдельных частей тела (туловища, конечностей и их сегментов). В большинстве случаев размеры отдельных частей тела рассматриваются в соотношении с длиной тела либо выражаются в процентах длины туловища либо длины корпуса. Для характеристики пропорций тела громаднейшее значение имеют относительные величины длины ног и ширины плеч.

Каноны

с покон веков делались попытки установить закономерность в соотношении частей человеческого тела, другими словами определить зависимость разных частей тела от одного какого-нибудь размера, принятого за исходный. Эти попытки нашли свое выражение в создании канонов пропорций тела, авторами которых были скульпторы и живописцы, стремившиеся воспроизвести совершенный тип человеческого тела. Известны каноны, находящиеся в собствености величайшим мастерам классической древности и позднейших эр. Так, по канону Поликлета (греческого скульптора V в. до н. э.) голова образовывает 1/8 длины тела, лицо 1/10 и т. д. По канону, который лежал в базе творений мастеров древнего Египта, за исходную величину брались размеры среднего пальца левой руки; эта величина обязана составлять 1/19 длины тела, 1/11 высоты до пупка и т. д. Громаднейшей известностью пользуется канон Фрича, который за исхоную величину принял длину позвоночного столба. Канон Фрича был пара видоизменен и дополнен антропологом Штрацем. Канон Фрича—Штраца, как и все другие каноны, есть только абстрактной условной схемой, которая не предусматривает обычной изменчивости, по плану их авторов, обязана восприниматься как некоторый единый идеальный, обычный тип строения человеческого тела. Но представление о красоте в известной степени субъективно и условно отражает не только личные вкусы, но и национальные представления, эру, моду и т. кожный покров. Представление о норме кроме этого условно. Для различных групп она разна. В случае если понимать под нормой средний тип, чаще всего видящийся в данной группе, то таких норм столько, сколько мы будем разглядывать групп.

Индексы и типы пропорций тела

Так как пропорции тела обозначают соотношение размеров разных его частей, то, естественно, для их характеристики имеют значение не полные, а относительные размеры туловища, конечностей и т. п. Наиболее ветхий, но распространенный прием для установления соотношения размеров — способ индексов, который пребывает в том, что один размер (меньший) определяется в процентных долях другого (большего) размера. Наиболее распространенным способом характеристики пропорций тела есть вычисление отношения длины конечностей и ширины плеч к общей длине тела. По соотношениям этих размеров в большинстве случаев выделяют три основных типа пропорций тела: 1) брахиморфный, который характеризуется широким туловищем и маленькими конечностями, 2) долихоморфный, отличающийся обратными соотношениями (узким туловищем и долгими конечностями) в З) мезоморфный, занимающий промежуточное положение между брахи- и долихоморфным типами. Различия между названными типами в большинстве случаев высказывают посредством системы индексов; к примеру, в процентах длины тела определяют ширину плеч, ширину таза, длину туловища, длину ног. Индексы эти смогут быть использованы как средства яркого выражения формы и для данной цели в полной мере пригодны [2] .

Пропорции тела и возраст человека

Возрастные трансформации пропорций тела. КМ — средняя линия. Цифры справа показывают соотношения частей тела у детей и взрослых, цифры внизу — возраст

Возрастные различия в пропорциях тела общеизвестны: ребенок отличается от взрослого относительно маленькими ногами, долгим туловищем, большой головой (рис). Для характеристики возрастных трансформаций пропорций тела возможно высказывать размеры у детей в долях величины этих размеров у взрослых, приза единицу. Ниже приведены данные возрастных трансформаций пропорций тела у мальчиков (по Бунаку [3] [4] ):

Таблица 2. Размеры тела у мужчин и дам при однообразной величине исходного размера (по Бунаку)

Пропорции тела и половые различия

Половые различия частично связаны с различием в длине тела мужчин и дам, но главным образом они являются специфическим проявлением полового диморфизма. Дамы отличаются от мужчин большей шириной таза и меньшей шириной плеч (в % длины тела). Протяженность руки и протяженность ноги в процентах длины тела приблизительно однообразна в обоих полах. В случае если же разглядывать пропорци тела у мужчин, не отличающихся в среднем по своему росту от дам, то результаты будут иными, в частности: такие мужчины, в среднем, будут обязательно более длинноногими (по индексу), чем остальные мужчины. Эта длинноногость следствие того, что корреляция длины ног и длины корпуса мала и исходя из этого среди отобранных мужчин с малым корпусом будут субъекты как с маленькими, так и с долгими ногами. Изучения продемонстрировали, что дамы по относительной длине ног отличаются как от мужчин малого роста, так и от мужчин с малым корпусом. Дама более длиннонога, чем первые, и более коротконога, чем вторые. Аналогичные результаты получаются в случае приведения размеров у дам к длине тела и длине корпуса мужчин (табл 2). При всех расчетах мужчины владеют относительно более узким тазом и более широкими плечами, чем дамы.

Пропорции тела и конституционный тип

Гармоничность пропорций тела есть одним из параметров при оценке состояния организма человека. При диспропорции в строении тела возможно думать о нарушении ростовых процессов и обусловивших его обстоятельствах (эндокринных, хромосомных и др.). На основании вычисления пропорций тела в анатомии выделяют три основных типа телосложения человека: мезоморфный, брахиморфный, долихоморфный. К мезоморфному типу телосложения (нормостеники) отнесены люди, анатомические особенности которых приближаются к усредненным параметрам нормы (с учетом возраста, пола и т. д.). У людей брахиморфного типа телосложения (гиперстеники) преобладают поперечные размеры, хорошо развита мускулатура, они не высокого роста. Сердце расположено поперечно благодаря высоко стоящей диафрагме. У брахиморфных легкие более маленькие и широкие, петли узкой кишки расположены в основном горизонтально. Лица долихоморфного типа телосложения (астеники) отличаются преобладанием продольных размеров, имеют относительно более долгие конечности, слабо развитые мускулы и узкую прослойку подкожного жира, узкие кости. Диафрагма у них расположена ниже, исходя из этого легкие дольше, а сердце расположено практически вертикально. В табл. 3 приведены относительные размеры частей тела у людей различных типов телосложения.

Таблица 3. Пропорции тела (по П. Н. Башкирову [5] )

Размеры частей тела относительно длины тела, %

Соматотипирование

Типология человека Кречмера

Специфика обменных процессов и эндокринных реакций образовывает сущность функциональной конституции. Конституция в широком смысле (включая генетическую, морфологическую и функциональную) воображает интерес вследствие того что ее считают важной за своеобразие реактивности организма. Считается доказанной неодинаковая чувствительность людей различных конституционных типов и действию внешних и внутренних факторов. В настоящее время насчитывается более ста классификаций конституции человека, основанных на разных показателях. Исходя из этого существуют конституциональные схемы, в базу которых положены морфологические, физиологические, эмбриологические, гистологические, нервно-психические и другру, крепкое телосложение, большой либо средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости. Не считая названных типов, Э. Кречмер выделял еще диспластический тип, характеризующийся бесформенным строением и разными деформациями телосложения.

Экто-, мезо- и эндоморфия

Стадии внутриутробного развития человека. Формирование 3 зародышевых листков: эктодермы, мезодермы и эндодермы

На западе различают три основных типа телосложения: эе лицо, перемещённый назад подбородок, большой лоб, узкая грудная клетка и пузо, узкое сердце, узкие и длинные руки и ноги. Подкожный жировой слой практически отсутствует, мускулатура неразвита. Явному эктоморфу совсем не угрожает ожирение.

Большая часть людей не относится к крайним вариантам телосложения (эндоморф, мезоморф, эктоморф), в их телосложении в той либо другой степени выражены все три компонента, и наиболее простыми соматотипами будут 3-4-4, 4-3-3, 3-5-2. Помимо этого, отдельные части тела одного человека смогут явственно относиться к различным соматотипам — такое несоответствие носит название дисплазии, но ее учет остался не сильный местом системы Шелдона. Шелдон разглядывал соматотип человека как неизменный в течение жизни — изменяются внешний вид и размеры тела, но не соматотип. К примеру, разные болезни, неправильное питание либо гипертрофия мышц, связанная с усиленной физической нагрузкой, изменяют лишь очертания тела, но не сам соматотип. Большой интерес воображают изучения Шелдона и его учеников, каковые были посвящены изучению трансформации веса тела (рост-весового индекса) человека в течении его жизни в зависимости от соматотипа. Было проведено огромное количество антропологических измерений в течении десятков лет, и полученные результаты были сведены в таблицы. На основании этих таблиц вероятен прогноз веса индивидуума мужского либо женского пола в разные жизненные периоды в зависимости от его роста и соматотипа.

Прогнозирование физического развития

К примеру, при изучении группы студентов, занимающихся спортом, приблизительно одного возраста (от 18 до 21 года) мужского пола, выяснены их росто-весовые и соматотипические данные.

Прогнозирование большого веса в зависимости от соматотипа (по Шелдону). Пояснение в тексте)

Студент А. Имеет соматотип 5-2-2 и вес 72 кг. При росте 166 см. Это преимущественный эндоморф. В случае если мы, на основании данных таблиц Шелдона, выстроим график зависимости гипотетического веса тела для данного соматотипа в различные периоды его жизни, то заметим, что его настоящий вес превышает расчетный и будет возможно увешиваться с возрастом до 84 кг к 60 годам. Студент Б. — преимущественный мезоморф и его прогнозируемый вес возможно будет составлять в старшей возрастной группе 83 кг. Иное дело, студент В. при росте 185 см он весит 67 кг. Это обычный вес для его конституционного типа и мы видим, что с возрастом его вес мало изменится. Так, при определении соматотипа, нужно учитывать возраст, наличие либо отсутствие патологических процессов и степень физической нагрузки, другими словами нужно иметь определенный опыт, разрешающий заметить худого эндоморфа либо жирного мезоморфа. В практике соматотипирования считается, что для окончательной оценки направляться принимать тот соматотип, который складывается к 20-25 годам при обычном питании. Концепция неизменных соматотипов Шелдона была эргономична и для теоретической антропометрии, и для изучения природных типов телосложения. Но бурное развитие культуризма в 60-е годы стало причиной появлению таких мышечно-развитых тел, параметры которых не лезли ни в какие конкретно рамки. Созданная в культуризме система тренировок и появление особых продуктов питания (протеины, энергетики, свободные аминокислоты) практически разрешили поменять соматотип и поддерживать его в поменянном виде сколь угодно долго.

Соматосрез Хит-Картера

В 1968 году американские физиологи Б. Хит и Л. Картер доработали систему Шелдона, исключив верхний предел для оценочных баллов, представив формулы для численного, а не визуального определения компонентов соматотипа и формулы для расчета X-Y координат результирующей точки на плоскости с тремя осями. Так, расчет компонентов соматотипа по верно проведенным замерам разрешил получать в полной мере объективную и адекватно изменяющуюся оценку телосложения в виде одной-единственной наглядной точки на плоскости. Английскими антропологами активно используется схема Парнелла (Parnell, 1958), основанная на применении таблицы, приводимой в работе Хит [6] [7] (1968). В ней учитываются три совокупности измерительных показателей для представителей различных возрастных групп: росто-весовые соотношения, костные диаметры и обхватные размеры, и кожно-жировые складки. Результирующей есть балльная оценка соматотипа. Не обращая внимания на то, что Парнелл критиковал аналогичную схему, главным образом, за некорректность методики фотографирования и субъективизм в оценке развития компонентов состава тела и баллов соматотипа, в базе этого метода лежит, само собой разумеется, подход Шелдона. В частности, сохраняется произвольная семибалльная шкала, промежутки распределения шкалы жирового компонента приводятся в соответствии со средними значениями по Шелдону. Графически соматосрез выражается точкой на плоскости с тремя координатными осями, расположенными под углом 120° друг к другу.

Соматосрез Хит — Картера. Пояснение в тексте

Оси — эндоморфия (жир — влево-вниз), мезоморфия (мускулы — вверх) и эктоморфия (кости — вправо-вниз). К примеру, более подтянутые, стройные люди находятся на плоскости соматосреза в районе нуля пара правее от начала координат, манекенщицы, — еще правее; культуристы находятся вдоль оси мезоморфии в верхней части плоскости со значением Y более десяти, а избыточный вес загоняет точку влево от нуля. При трансформации мышечной массы и количества жира в организме соматосрез будет изменяться, и в сравнении с точками прошлых замеров вы сможете замечать дрейф текущей точки, показывающий направление трансформаций, происходящих в вашем теле. Преимуществом схе

Литература

  1. ^ Спортивна медицина: учеб. для ин-тов физ. культ./Под ред. В. Л. Карпмана. М. Физкультура и спорт, 1987. — 304 с
  2. ^ Рогинский Я. Я. Левин М. Г. Антропология. Учебник для студентов ун-тов. — 3 изд. М. Верховная школа, 1978, 528 с.
  3. ^ Бунак В. В. Размеры и формы поавоночника человека и их трансформации в период роста. Уч. зап. МГУ, вып. 34. Антропология. 1940.
  4. ^ Бунак В. В. Антропометрия. Практический курс. М. 1941.
  5. ^ Башкиров П. Н. Учение о физическом развитии человека. М. 1962.
  6. ^ Хит Б. Х. Современные способы соматотипирования. Ч.1. Вопр. антропол. 1968, вып. 29. 20-40.
  7. ^ Хит Б. Х. Картер Д. Л. Современные способы соматотипирования. Ч.2 Вопр. антропол. 1969, вып. 33. 60-79.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010 .

citytile.ru

Как рисовать пропорцию человека

Вам понадобится

  • - карандаш
  • - лист бумаги
  • - натурщик либо несколько картинок, на которых изображено лицо в профиль

Инструкция

Прежде чем что-то рисовать, проанализируйте и решите, в какую из геометрических фигур этот объект можно вписать. Для головы человека в профиль подойдет квадрат. Нарисуйте его на листе бумаги. Бумага может быть любого формата, даже нестандартного. Не используйте линейку во время рисования, все соотношения старайтесь определять на глаз.

Горизонтальную и вертикальную стороны квадрата разделите на семь одинаковых частей. Изобразите сетку. На ней гораздо легче будет разместить все пропорции. В квадрате поместится вся голова, в том числе и выступающая часть носа.

Определите отношение ширины головы к выступающей части носа. Отрезок необходимой длины отложите на одной горизонтальной линии. Поставьте на этом месте точку. Через отметку проведите вертикальную тонкую линию. На ней выполняйте разметку по вертикали.

По одной из вертикальных сторон разметьте пропорции. Определите линии глаз, бровей, носа, подбородка, рта. Черты лица у всех разные: у кого-то очень высокий лоб, у кого-то крупный нос, а у кого-то выступающий подбородок. Потому линии могут располагаться ниже или выше среднестатистических. Сделайте отметку для губ на линии, которая разделяет второй и первый нижние ряды. Но разместите между пятым и третьим рядами квадратиков. Глаза должны находиться на уровне линии, находящейся между пятым и четвертым, а брови – немного повыше глаз.

Определите угол между переносицей и лбом. Проведите линию лба. Наметьте линию переносицы, ориентируясь по вертикальной линии. Посмотрите, насколько сходится нижняя линия носа с горизонтальным направлением.

Наметьте глаз. При расположении лица в профиль, глаз наблюдателю совсем не кажется овальным, а напоминает остроугольный треугольник, у которого слегка скруглена сторона, находящаяся ближе к носу. Во внешнем углу глаза сходятся линии век. Линия бровей повторяет примерно линию глаза, только она немного пошире.

Линию между губами и нижней частью носа проведите практически вертикально. Нарисуйте линию подбородка. Помните о впадинке, которая всегда есть между подбородком и нижней губой. Набросайте линию волос. Покажите положение уха приблизительно на середине головы как по горизонтали, так и по вертикали. Дорисуйте шею. Профиль готов.

Видео по теме

Источники:

  • как рисовать лицо человека в профиль

www.kakprosto.ru

Пропорция человеческого тела


Пропорции человека для рисования

Рисовать натюрморты, пейзажи, конечно, здорово. Но в творческой жизни любого художника наступает момент, когда в душе просыпается интерес к человеку. Он берется за карандаш или кисть, бежит к холсту и… Понимает, что не знает, с чего начать.

Мы видим людей вокруг себя каждый день, видим свое отражение в зеркале, но отчего-то именно изображение человеческого тела дается мастерам изобразительного искусства с таким трудом. А ведь чтобы правильно изображать людские фигуры, Вам необходимо знать пропорции человека для рисования. Именно с изучения основ пластической анатомии, соотношения отдельных частей тела друг с другом начинается творческий путь любого творца искусства.

 

Точка, точка, огуречик…

Вопреки известной детской считалочке, человек не состоит из одних только точек и палочек. Наша внешняя оболочка многогранная и красива, особенна и в то же время обладает общими, присущими каждому индивиду чертами. Так давайте же разберем основополагающие моменты, касающиеся пропорций тела человека, которые так необходимы для рисования. На сегодняшний день разработано около десятка различных методик и подходов, чтобы определить «идеальную человеческую фигуру». Все они имеют право на существования, ведь люди – не копии друг друга, а индивидуальные личности. Но мы разберем наиболее популярные способы расчёта пропорций человека для рисования, которые подходят для начинающих.

Стоит запомнить, что в живописи тело человека делят на восемь частей:

  1. Голова (от макушки до подбородка).
  2. Верхняя часть грудной клетки (от подбородка до сосков).
  3. Нижняя часть грудной клетки (от сосков до пупка).
  4. Таз (от пупка до промежности).
  5. Верхняя часть ноги (до середины бедра).
  6. Нижняя часть ноги (до колена).
  7. Икроножные мышцы.
  8. Голень и стопа.

Благодаря такому разделению художнику гораздо легче рисовать пропорциональных людей. Появляются точки отсчета, ориентиры, которые помогают карандашу двигаться в правильном направлении.

 

Дядя Степа и Карлик Нос: где найти «золотую середину»?

Первое, что бросается в глаза при взгляде на человека – его рост. Эталонной единицей его измерения в изобразительном искусстве стала голова. К настоящему времени выработалось несколько стандартов такого подхода. Первый – нормальный. Такой тип пропорции используется в академической живописи. Вмещает 7 «голов». Второй, недалеко ушедший от него, идеалистический стандарт. Состоит из 8 «голов». Применяется в практике подавляющим большинством художников современности. Именно его мы назовем «золотым». Используя такой подход, довольно легко поделить человеческое тело на восемь равных частей, о которых мы говорили выше.

Следующие два типа тоже достаточно интересны – модельный и героический. Первый состоит из 8 с половиной «голов», а второй из 9. Люди, изображенные с их помощью, выглядят действительно подиумными моделями или мифическими героями с исполинским ростом. Присмотритесь к каждому из способов и поэкспериментируйте с ними. Внешний вид получившихся у вас людей будет заметно отличать друг от друга. Это поможет освоить данный навык, понять, какой из методов подходит именно Вам.

Начнем рисовать!

Остальные пропорциональные соотношения разберем по ходу дела. Итак, наметьте на листе места, где будут располагаться макушка и пятки будущего человека. Проведите между точками вертикальную линию и разделите ее на 8 равных частей. При этом первая линия должна проходить на уровне подбородка, а последняя – стоп. Высота каждой части, как мы помним, составляет голову. Расстояние между самыми удаленными точками (плечами) равняется высоте 2,3 головы. Уже проведенной вертикальной линией мы делим ее пополам. Также необходимо запомнить следующие ключевые моменты:

  • ширина талии равна целой голове, при этом у мужчин она находится ниже, чем у женщин;
  • локти располагаются на уровне пупка, а пальцы рук доходят до середины бедра;
  • бедра уже плеч;
  • туловище женщин имеет округлые очертания, в то время как мужчины трапециевидны и угловаты;
  • рука от локтя до кончиков пальцев равна по длине ноге от колена до пятки;
  • шея – не цилиндр, а поэтому сужается книзу, а переход от нее к плечам должен быть трапециевидным;
  • не забывайте про естественные изгибы тела!

Чтобы хорошо понять последний пункт, нужно уделить немного времени изучению мышечных групп человеческого тела. Благодаря им мы не выглядим ровными геометрическими фигурами, а имеем плавные и красивые очертания. Для расчёта длины стоп и ладоней для рисования используют также пропорции головы человека. Подошва ноги и ладонь мужчины занимают большую ее часть, у женщины соответственно меньшую.

Измерение пропорций лица человека для рисования проводится с помощью длины указательного пальца. Именно ей соответствует высота уха, расстояния между зрачками, от внутреннего угла одного глаза до наружного края другого, от подбородка до кончика носа, от бровей до линии роста волос. Конечно, в одной статье трудно вместить все нюансы рисования человеческой фигуры. К тому же, многое приходит с опытом, так что дерзайте. Не бойтесь пробовать и ошибаться, главное – желание, и тогда у Вас точно все получится!

izokurs.ru

Пропорции тела.

Учение о пропорциях тела имеет для художника большое практическое значение. Это учение содержит материалы, путем сравнения с которыми облегчается нахождение индивидуальных особенностей каждой данной позирующей модели.

За долгую историю развития изобразительного искусства и историю развития науки о формах и строении тела человека было предложено много канонов, т.е. правил, которые характеризуют основные размеры человеческого тела. Было сделано много попыток использования различныхмодулей– размеров отдельных частей данного тела. Эти размеры принимали в качестве той или иной величины других частей тела того же самого человека. В качестве модулей были предложены размеры целого ряда частей фигуры человека: высота головы, высота одного мозгового черепа, длина позвоночного столба или его части, длина всей кисти или только длина ее среднего пальца, длина стопы.

Давно было предложено считать, что длина среднего пальцакисти укладывается в росте тела 19 раз –египетский канон,авысота головыукладывается в высоте всего тела 8 раз –древнегреческий канон.Эти соотношения относятся к фигуре, имеющей рос около 180 см.Ширина распростертых рукприближается к величине роста тела, т.е. при этом положении вписывается в квадрат, а тело человекас поднятыми и разведенными рукамиис расставленными ногами, вписывается в круг, центр которого соответствует положению пупка –канон эпохи Возрождения.

А

Б

Рис. 55. Пропорции головы:

А – пропорциональное деление головы по Н.Н. Костерину, Б – пропорциональное деление головы по Н.Н. Ростовцеву

При рисовании головы, по мысли П.П. Чистякова, чтобы не упустить характер лица «…измерь между двумя глазами (есть ли) третий – нет, вот и характер, голова делится на три части – нет, опять характер, слезники глаз над ноздрями, если нет, то нос широк или узок – все это надо сразу подчеркнуть, опять будет характер».

А вот пропорции человеческой фигуры, трактуемые Леонардо да Винчи в его работе «Записи и рисунки»:

«Расстояние между разрезом рта и началом носа (снизу) равно седьмой части лица.

Рис. 56. Пропорции фигуры человека.

Расстояние между ртом и низом подбородка будет четвертой частью лица и равна ширине рта.

Расстояние от крайнего выступа подбородка до горла будет равно расстоянию от рта до низа подбородка и четвертой части лица.

Вся стопа вмещается (в расстояние) от локтя до сочленения кисти и от локтя до прикрепления руки с внутренней стороны груди, когда рука согнута. Стопа такой же величины как вся голова человека…; стопа вмещается 3 раза от конца длинного пальца до плеча, т.е. его сочленения.

Расстояние от подбородка до челюсти равно половине головы, и оно равно толщине шеи в профиль.

Когда человек стоит на коленях с руками на груди, то пупок и также концы локтей будут серединой его высоты.

Локоть (52 см) – четвертая часть высоты человека и равен наибольшей ширине плеч.

От одного сочленения плеча до другого будет две головы, и столько же будет от вершины груди до пупка; от упомянутой вершины до начала детородного члена – одна голова.

Стопа длиннее кисти на толщину руки в области сочленения с кистью, т.е. там, где она всего тоньше с передней стороны.

От края одного плеча до другого столько же, сколько от верхушки груди до пупка; и эта часть вмещается четыре раза (в расстояние) от низа стопы до начала низа носа.

Ладонь руки без пальцев вмещается два раза в стопе без ее пальцев.

Расстояние между концами оси внутри и снаружи стопы, называемой лодыжками стопы, будет равно расстоянию между ртом и слезным мешком глаза.

Ширина плеч – 1/4 целого. От сочленения плеча до кисти – 1/3. Наибольшая ширина лица равна расстоянию ото рта до начала волос.

Козелок, находящийся в ушной раковине в направлении к носу, будет серединой между затылком и бровью.

Отверстие уха, выступ плеча, выступ бедра и стопы представляют перпендикулярную линию.

Высота мозгового черепа (от верхушки головы до нижнего края носа) укладывается в росте тела 10 раз.

Расстояние между сосками равно высоте головы, а ширина грудной клетки – полутора размерам высоты головы, а расстояние между большими вертелами равно (у женщин) 1/3 высоты головы. Передне-задний размер грудной клетки приблизительно равен высоте головы. Высота головы равна 21–23 см.

«…Человеческое тело таково: лицо от подбородка до верха, где начинаются волосы, составляет десятую часть человека…

…от верхней части груди, до того места, где начинаются волосы, – одна шестая часть…» (А. Дюрер).

Рука короче ноги. Опущенная рука снаружи кажется длиннее, чем с внутренней стороны. Длина ноги сзади или с внутренней стороны кажется короче, чем снаружи или спереди, туловище спереди короче, чем сзади, а шея спереди длиннее, чем сзади. Пальцы с тыльной стороны и на кисти, и на стопе длиннее, чем с ладонной стороны на кисти и с подошвенной на стопе.

Рука при сгибании спереди укорачивается, а сзади удлиняется. То же самое можно сказать и про ногу. Бедро сзади при сгибании ноги в коленном суставе кажется укороченным, а при разгибании удлиненным.

Опущенная рука доходит концом среднего пальца до середины бедра или спускается несколько ниже ее, а локтевой сустав при этом находится примерно на уровне пупка. У поднятой руки этот сустав располагается на уровне верхушки тела или несколько превышает ее.

Плечо длиннее предплечья, как и бедро длиннее голени. Если считать плечо от плечевого отростка лопатки до уровня локтевого сустава, то оно составляет по своей длине примерно половину длины позвоночного столба. А длина позвоночного столба соответствует расстоянию между нижним концом носа и верхним краем лонного сращения.

Предплечье примерно равно длине стопы и полутора размерам длины кисти.

Длина кисти составляет четвертую часть длины позвоночного столба; равна высоте лица. Длина кисти нередко равна расстоянию между концами разведенных ее первого и пятого пальцев или несколько превышает этот размер. Наибольшая же ширина кисти в области головок пястных костей почти достигает длины среднего пальца.

Длина бедра составляет примерно одну четвертую часть роста тела и равняется длине голени, взятой вместе с высотой стопы. Длина стопы равняется расстоянию между передними верхними подвздошными остями.

Серединой вертикально стоящей фигуры является лонное сращение, делящее ее на две равные части – верхнюю и нижнюю.

Голень со стопой равны высоте двух голов; бедро (от коленного сустава до большого вертела) также равно высоте двух голов.

Запомните, что расстояние от нижней носовой точки до яремной вырезки грудины, длина грудины, расстояние от пупка до лонного сращения, длина тыльной поверхности стопы (от голеностопного сустава до конца стопы), четвертая часть позвоночного столба, длина кисти, длина ключицы, высота лопатки, расстояние между лопатками при спокойно опущенных руках, расстояние от пупочной до тазобедренных точек составляют примерно одинаковые величины.

Длина плеча равна расстоянию от «плечевой точки» (наружный край клювовидного отростка лопатки) до сосковой точки противоположной стороны, а длина предплечья равна расстоянию от сосковой до пупочной точек. Длина бедра равна расстоянию от сосковой точки до тазобедренной точки (середина расстояния между передней верхней подвздошной остью и лобковым бугорком) противоположной стороны, а длина голени – расстоянию от сосковой точки до тазобедренной точки той же самой стороны.

Окружности тела. Окружность кисти, согнутой в кулак, равна длине стопы, удвоенная окружность запястья равна окружности шеи, а удвоенная окружность шеи – окружности талии.

Велики изменения пропорции тела, связанные с возрастом. Высота головы у новорожденного укладывается в высоте роста четыре раза, у двухлетнего ребенка – пять раз, у семилетнего – шесть раз, а лет в четырнадцать –7 раз.

А Б

В Г

Рис. 57. Вспомогательные линии движения торса и конечностей:

А – торс с передней поверхности, Б – таз с задней поверхности, В – верхняя конечность с боковой поверхности, Г – нижняя конечность с передней и боковой поверхности.

Длина тела новорожденного равна в среднем 50 см, а середина тела совпадает с пупком. Длина рук и ног до 10 лет одинаковая. Плечо и предплечье по длине равны. После рождения особенно сильно растут ноги, и центр фигуры с возрастом спускается с пупка до лонного сращения.

С возрастом изменяются все относительные размеры частей тела. За период роста, от новорожденного до взрослого, высота головы увеличивается примерно в два раза, в то время как длина туловища – в три, руки – в четыре, ноги – в пять, а шеи – в семь раз. Обычно заметны и различия в пропорциях между мужской и женской фигурами. У мужчин рост тела выше, чем у женщин, относительно длиннее нижние конечности и шире плечи, шире грудная клетка, длиннее кисти и стопы, толще шея.

Все приведенные краткие данные о пропорциях тела имеют только ориентировочное значение и дают материалы для сравнения. Эти материалы тем более могут быть полезны художнику, что все индивидуальные особенности изображения человека, данной позирующей модели, познаются только путем сравнения.

studfiles.net

Пропорции тела человека для художников

Рубрика: Человек

О голове мы уже поговорили, но знаете ли вы, почему именно о ней мы говорили первой? Потому что голова является самой легкой и правильной мерой измерения человеческого тела.

А сейчас поговорим об этом самом теле, точнее о его пропорциях.

Мерами головы, которые действуют, когда мы соотносим ее к строению фигуры человека, могут служить такие ее части, как:

  1. Высота головы;
  2. Общая высота головы и шеи;
  3. Диагональ головы.

Значит так, голова человека относительно к его росту находится в рамках от 1:7,2 и до 1:8. Но! В этом случае есть и свои индивидуальные особенности, зависящие от роста человека. Например, у людей низкого роста голова обычно больше по размерам, чем у тех, которые выше. У детей голова значительно больше относительно тела, нежели у взрослых.

Пропорции тела: основные правила

☑ Рост человека можно условно поделить на два уровня с помощью уровня лонного сочленения таза.

☑ Высота грудной клетки равносильна высоте головы с шеей и плечевой кистью.

☑ Расстояние между сосками однозначно можно приравнять к расстоянию от основания кончика подбородка и до лобных бугров (также его можно измерить длиной кисти руки).

☑ Плечи настолько широкие, как две высоты головы. Высота таза соответствует высоте головы, но при этом женский таз немного ниже и шире.

☑ Высота между основанием грудной клетки и таза будет приблизительно равна половине высоты головы.

☑ Теперь о ширине тазобедренного сустава: у мужчин он 1:1,8 относительно ширине плеча, а у прекрасного пола – 1:1 (прямо пропорциональна).

Пропорции тела для художников

☑ Длина руки равна трем высотам головы, а конец среднего пальца (при условии стоячей позиции и свободно опущенной ручки) лежит на уровне середины бедра.

☑ Предплечье равно по-размеру стопе, а стопа, в свою очередь, равна диагонали головы.

☑ Есть и еще кое-какие одинаковые по размерам расстояния: длина кисти руки, высота лица, длина грудины, расстояние между пупком и лобком.

☑ Длина кисти равномерно делится на уровне сгиба.

☑ Длина бедра равна по размеру расстоянию от сосков и до лобкового сочленения, а кость бедра находится на том же уровне, что и лобковой бугорок.

Вот так вроде бы и все…но особо не грузитесь. Это всего лишь пропорции: подумайте.

Перечитайте еще раз, сравните это на себе любимом (любимой), или не на себе, но тоже любимой (любимом).

У вас все получится: и отточить глазомер, и мыслить аналитично, и делать выводы и чувствовать пропорции.

Следующий урок: Рисуем одежду

Прошу тебя, проголосуй!

(10 оценок, среднее: 4,60 из 5) Загрузка...

risunci.com

Пропорции тела человека для художника

Главная / Уроки по рисованию / Пропорции тела человека для художника

Чтобы правильно нарисовать человека, пусть во весь рост или только наполовину, стоячим, сидячим или в движении, в первую очередь необходимо знать пропорции различных его частей. В случае, когда художник рисует человека без знаний и определений размеров, рисунок заранее обречён на неудачу. Каждый раз, когда вы садитесь за работу над вашим изображением — в первую очередь необходимо вымерить все пропорции и размеры. Далее, в этом уроке по рисованию человека, я научу вас как это правильно сделать:

Пропорции мужского тела:

Под понятие тела человека входит такие его составляющие, как голова, торс и конечности – руки и ноги. Для измерения пропорций тела художники применяют высоту головы. Когда вы определились с размером высоты головы, вы можете на основе дальнейших расчётов измерить все остальные параметры. Одним словом пропорции тела человека измеряются количеством голов, которые помещаются в торсе, руках или ногах.

1. Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз.

2. Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза.

3. Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз.

4. Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.

Теперь, что касается ширины тела мужчины. Здесь тоже есть свои размеры, отталкивающиеся всё от той же высоты головы.

1. Ширина мужских плеч равна высоте 2 головы.

2. Ширина мужской талии равна высоте 1,25 головы.

3. Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 головы.

Пропорции женского тела:

Женские пропорции измеряются так же, как и мужские, с помощью высоты головы, только, естественно, с другими цифровыми значениями. Не стоит забывать и о стиле рисования женщины. В отличие от рисунка мужчины, линии здесь более плавные, более нежные и светлые. Всем известно, что в разные времена существовала различная мода на женскую красоту, но в наше время считается эталоном высокая, стройная и длинноногая модель. В связи с этим и пропорции женского тела подогнаны под этот типаж.

Пропорции высоты или длины элементов тела женщины практически такие же, как у мужчины, за исключением двух.

1. Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы, умноженной в 8.5 раз.

2. Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза.

Теперь, что касается ширины женского тела:

1. Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы.

2. Ширина женской талии равна высоте 1 головы.

3. Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы.

Подошёл к концу очередной урок по рисованию. На этот раз мы разобрали пропорции человеческого тела, так что теперь, при рисовании человека у вас не должно возникнуть особых проблем. Следите за новостями сайта, подписывайтесь на обновления, что бы быть в курсе последних уроков.

Наш канал в Яндекс.Дзен.

👤 blincov | 2011-05-31, 08:36 | 👦 3 594

art-assorty.ru

Пропорции человеческого тела

Пропорции тела человека разнообразны и зависят от возраста, пола, типа сложения. Так, различают три формы телосложения: длинное и узкое, характеризующееся узким тазом и длинными конечностями; короткое и широкое, с широким и длинным туловищем и короткими ногами; среднее между первым и вторым. Пропорции женской фигуры отличаются от пропорций мужской. Ребенок, юноша, подросток значительно отличаются в пропорциях от взрослого человека. Изучение всех особенностей строения тела при создании скульптуры имеет для художника первостепенное значение. Рассматривая конкретную модель, следует уяснить соотношение отдельных частей тела, их пропорции. У разных людей они значительно различаются, что составляет индивидуальность каждого человека. Уловить ее – задача скульптора. Успех в этом зависит от знаний законов анатомии; умения видеть и переносить увиденное в материал. Начинающему резчику по дереву, как уже было сказано, без рисования и лепки, учебных и эскизных набросков в пластилине и глине высоких результатов добиться сложно. Советую почаще рассматривать свое тело и лицо. Это поможет в изучении анатомии, научит находить костные и мышечные выступы, подскажет законы изменения форм тела в различных позах. Обращайте внимание и на своих родных, знакомых, вглядывайтесь в прохожих на улице, в пассажирском транспорте. Изучение фигур и лиц должно превратиться в привычку. Пусть улица, различные общественные места станут для вас постоянной выставкой, экспозицией огромного музея. Неплохо, если у вас с собой всегда будет небольшой блокнот или листы чистой бумаги с картонной обложкой и карандаш. Интересные, характерные лица, их черты зарисовывайте, не теряя времени, иначе они забудутся, и таких вы больше не встретите. Но хочу предупредить, что вглядываться и рассматривать надо незаметно, чтобы не смущать тех, на кого смотрите, – не все любят, когда их в упор пронизывают взглядом. Постарайтесь не вспугнуть человека, чтобы он не изменил свое естественное состояние. Если что-то интересное увидели на улице, но не смогли зарисовать, сделайте это дома, по памяти, польза будет двойная: вы сохраните интересный образ и потренируете свою зрительную память. Объем данной книги не дает возможности подробно остановиться на этих вопросах. Мы с вами рассмотрим обзорно основные данные типичных пропорций тела, воспользовавшись уже разработанными схемами. Думаю, для начала знакомства они будут полезны, говорю это, опираясь на собственный опыт. Основа строения тела человека – его скелет. От него во многом зависят внешние данные индивидуума. Это его архитектура, которая несет на себе внутренние органы, мышечную систему, дополняющие общую форму. В скелете различают череп, кости туловища (позвоночник с грудной клеткой) и конечности. У черепа подвижна только одна кость – нижняя челюсть. Вдоль спины тянется позвоночник, состоящий из отдельных костей – позвонков. Между ними расположены хрящевые прокладки, придающие значительную подвижность телу. Ребра прикреплены одним концом к позвоночнику, другим – к грудной кости, образуя грудную клетку. В верхней части ее на ключицах и лопатках крепятся верхние конечности – руки. В нижней части позвоночника прикреплены тазовые кости. От них отходят нижние конечности – ноги. Руки и ноги состоят из трех крупных костей и нескольких мелких в кистях и стопах. Соединяющие суставы обеспечивают достаточную подвижность конечностей.

Особенности строения скелета человека играют основополагающую роль в пропорциях тела. Создавая статую, резчик должен хорошо представлять анатомическое строение тела. Рекомендую обратиться к специальной литературе, выпущенной в достаточном количестве. Заслуживает внимания «Пластическая анатомия и изображение человека на ее основе» М.Ц. Рабиновича (издательство «Изобразительное искусство», 1985).

Чтобы легче определить соотношение частей тела, художники избирают единицу длины, так называемый модуль.

Рис. 7.1. Пропорции человеческого тела, модуль – голова (по Рихеру) С давних времен для этого служила какая-либо часть тела (голова или нос, кисть или средний палец руки, стопа и т. д.), с помощью которой устанавливали соотношение между частями и целым. Для определения общей высоты человека чаще применяется голова. В среднем ее величина постоянна – около 22 см. Для художников по сей день это основной модуль, равняющийся восьмой части роста взрослого человека. Для низкорослых такое отношение достигает 7–7,5. Отсюда чем выше рост, тем меньшая его доля приходится на размер головы.

Если и мы за основной модуль примем размер головы, то ее длина укладывается в расстояние от подбородка до межсосковой линии, от межсосковой линии до пупка, от пупка до лобка (рис. 7.1). Размеру одной головы также равняется длина кисти с запястьем и высота ягодиц, расстояние между сосками груди. Двум размерам головы равняется ширина плеч, расстояние от конца среднего пальца до локтевого отростка, от нижнего края коленной чашечки до подошвы. Трем размерам головы соответствует расстояние от подмышечной впадины вытянутой руки до конца среднего пальца. Четырем размерам головы равна нога от паховой складки до подошвы. Рассмотрите внимательно и запомните остальные пропорциональные соотношения.

Строение головы и лица

Изучая форму головы, мы различаем костные выступы. Наиболее выраженных насчитывается двадцать. Из них тринадцать на черепной коробке и семь на лицевой части. Основные из них: два надбровных (левый и правый), два лобных, два височных, носовой, венечный, подбородочный, два скуловых, два нижнечелюстных и затылочный. Различают четыре основных типа лица (рис. 7.2, а): 1) прямоугольное: височно-теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно на одной вертикальной линии; 2) ромбовидное: вертикальная линия касается только скуловых выступов; 3) трапециевидное, меньшей стороной вниз: вертикальная линия касается только височно-теменных выступов; 4) трапециевидное, большей стороной вниз: вертикальная линия касается только наружных нижнечелюстных выступов. В каждом случае могут быть варианты, приближенные к основным типам, определить их довольно сложно из-за прически. В профиль формы головы различаются по лицевому углу. Если провести две линии, одну – между центральными выступами надбровных дуг и местом соединения носа с верхней губой, а вторую – от этой точки к мочке уха, образуется угол, который и называют лицевым. Их насчитывается три (рис. 7.2, б): 1) прямой, при этом первая линия вертикальна; 2) острый, при этом первая линия наклонена верхним концом в сторону лба; 3) тупой, при этом первая линия наклонена нижним концом в сторону подбородка.

Рис. 7.2. Форма головы (а) и лицевой угол (б) При создании портрета следует учитывать возрастные особенности, а также принадлежность портретируемого к мужскому или женскому полу. Например, голова 8–10-летнего ребенка отличается крупной черепной коробкой, малоразвитой лицевой частью.

Рис. 7.3. Основные формы головы и анатомические точки их построения Мало заметны скулы и надбровные дуги. Нижняя часть лица – щеки и подбородок – округлена. Формы обобщены без резких границ. У подростка в 14–16 лет соотношение между черепной коробкой и лицом изменяется. Обозначаются костные выступы, заметно вырастает череп. Утончается подкожный жир. Проявляются группы жевательных и височных мышц. У юноши в 18–20 лет рост черепных костей обычно прекращается. Изменение внешней формы лица происходит за счет формирования мышц лица, и это значительно отличает юношу от предыдущего возрастного этапа. Формируется носогубная складка. Увеличивается густота волос. У молодого человека форма головы приобретает четкость. Хорошо видны костные выступы и группы мышц. Голове взрослого человека (30–35 лет) свойственно утолщение подкожно-жирового слоя. Это приводит к укрупнению всех форм лица.

На голове пожилого заметно увеличены мягкие покровы, отчего на лице имеются морщины и глубокие складки. Выделяются костные выступы и мышечные группы, опускается верхнее веко, волосы редеют. На лице старого человека атрофированы мышечные ткани: кожа отвисает и образуется множество складок и морщин. Отчетливо обозначены костные выступы, заметны места прикрепления мышц, видны вены и артерии. Нос обостряется, хорошо просматриваются очертания черепа. В совсем преклонном возрасте кожа лица иссушается, покрывается сплошными морщинами. Сточившиеся или выпавшие зубы сближают подбородок с носом. Опускаются веки глаз и нижняя губа, в лице отражается полная немощь. Характер возрастных изменений в зависимости от конкретного строения лица может быть выражен более или менее ярко. На это скульптор должен обратить особое внимание.

Строение частей лица

При построении портрета скульпторы разделяют голову с лицевой стороны по вертикали на четыре части, каждая из которых в среднем равна длине носа: от подбородка до носа, нос, от переносицы до линии начала волос и от начала волос до темени, то есть высшей точки головы. Длина глазной щели, образуемой веками, расстояние между глазами, ширина носа по ноздрям, как правило, равны между собой. Они соответствуют половине длины носа. Длина рта на одну треть больше длины глазной щели. Рассмотрим основные части лица и их особенности.

Нос

Формы и размеры носа у разных людей разнообразны и зависят от костной основы черепа, хрящевого продолжения и мышечных подкожных слоев этой области. Сокращение последних отражает то или иное психологическое состояние человека, на что следует обратить внимание при передаче настроения портретируемого. Посмотрите на различные конфигурации носа (рис. 7.4). Носы подразделяют на четыре основных типа: прямой, горбатый (орлиный), мягкий курносый и вздернутый, который с возрастом меняет свою форму. У ребенка нос небольшой. В старости костная и хрящевые части выступают заметнее.

Рис. 7.4. Формы носа

Рот

Его составляют (рис. 7.5) две кожные складки, формирующие губы, у основания которых расположена круглая мышца рта. Верхняя губа заметно отличается от нижней формой. У разных людей она различна. Выделяют четыре типа губ: тонкие, толстые, средние и вздутые. В середине верхней губы имеется бугорок, называемый хоботком. С двух сторон к нему примыкают также небольшие выпуклости. К углам рта верхняя губа становится площе и заворачивается внутрь. В центре нижней губы расположена небольшая выемка, по бокам ее – выпуклости, которые оканчиваются почти в углах рта. Губы окаймлены невысоким ободком, который является и границей их окраски. В зависимости от настроения человека губы меняют форму. Мы видим внутреннее состояние человека, его чувства. Художник должен уловить эти тонкие изменения и, если необходимо, отразить в портрете. Такой портрет больше расскажет внимательному зрителю и передаст правду характера портретируемого.

Рис. 7.5. Строение рта. 1 — носогубная борозда; 2 — «фильтр»; 3 — бугорок верхней губы; 4 — угол рта; 5 — подбородочногубная борозда

Глаза

При первом рассмотрении мы видим основные внешние детали глаза. К ним относятся глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, «слезное озеро», бровь (рис. 7.6). Сверху и снизу глаз обрамлен верхним и нижним веками. Между ними образуется пространство, называемое глазной щелью. При открытом глазе она миндалевидной формы, при закрытом имеет формы выпуклой книзу дуги. Верхнее веко больше и подвижнее нижнего. Боковой край века острый, внутренний закругленный, он образует «слезное озеро». Художнику необходимо помнить, что глазное яблоко может двигаться независимо от век, которые, в свою очередь, смыкаются и раскрываются также независимо от зрачков. Работающему над портретом необходимо внимательно изучить устройство глаза, его изменения при взгляде в сторону, вниз, вверх.

Рис. 7.6. Внешнее строение глаза: 1 — наружный угол; 2 — радужная оболочка; 3 — зрачок; 4 — белковая оболочка; 5 — внутренний угол; 6 – бровь, 7 — складка, покрывающая верхнее веко; 8 — верхнее веко; 9 — нижнее веко Способы изображения глаза в скульптуре могут быть различны. Иногда на глазном яблоке зрачок не обозначают (как в античных бюстах). Радужную оболочку формируют выпукло или вогнуто с небольшим или значительным углублением. От глубины зависит теневая точка. Чтобы глаз был более живой, создают световой блик, оставляя кусочек материала с какой-либо стороны углубления зрачка. Он должен контрастно выделяться на фоне более темных радужной оболочки и зрачка, создавая на расстоянии эффект блеска глаз, отражение падающего света. Говорят, глаза – зеркало души. Посмотрев в лицо, мы в первую очередь смотрим в глаза, которые нам о многом говорят. Зрителя в портретах также сначала привлекают глаза. В них он ищет ответы на вопросы, пытается понять, какая душа отражена, что хотел сказать произведением художник, как он относится к тому, кого воссоздал в скульптуре.

Уши

Это хрящевые пластинки сложной формы, покрытые кожной складкой, которые располагаются позади щек по бокам лицевой части головы. По своему устройству ухо, как слуховой аппарат, сложно, но нас больше интересует внешнее строение и разнообразие. Мы видим и отражаем пластически внешнюю надстройку – ушную раковину (рис. 7.7). На ней различают завиток и противозавиток, козелок и противокозелок, полость ушной раковины. В верхней части завитка небольшое утолщение – бугорок. Внутри козелка раковина переходит в отверстие внутреннего слухового прохода. Нижняя часть ушной раковины не заполнена хрящом. Здесь расположена мочка. Она может быть отделенной или приросшей к щеке. Уши по форме очень разнообразны. У каждого человека они имеют свои характерные особенности. При всем различии их подразделяют на большие и малые, длинные и короткие, узкие и широкие, приплюснутые и выступающие. Уши, как правило, неподвижны, но нередко обращают на себя внимание, если не скрыты прической. Придают неповторимую форму построению головы и характерность лицу. Учитывайте это и не забывайте передавать в портрете.

Рис. 7.7. Внешнее строение уха: 1 — полость ушной раковины; 2 — противозавиток; 3 — завиток; 4 — бугорок; 5 — козелок; 6 — противокозелок; 7 — мочка

Брови, усы и борода

У каждого человека они индивидуальны, но основные законы построения схожи, что необходимо учитывать в создании портрета. Бровь – продолговатый участок волос, располагающийся над глазницей поверх надбровных бугров черепа. Брови разнообразны по форме: короткие, длинные, узкие, широкие, редкие, густые, прямые, дугообразные. Состоят из трех частей: головки, тела и хвоста, которые воспроизводят общей массой. У мужчин чаще густые, у женщин – тонкие. Придают лицу выразительность, особенно глазам. Очень подвижны как вместе, так и по отдельности.

Усы также с каждой стороны состоят из трех масс: под ноздрями, между ноздрями и углами рта, над углами рта и дальше. Изображать их следует без заметного разделения масс.

Борода. Состоит из девяти масс: по одной от ушей, по одной от щек и начала подбородка, две массы на уровне подбородка, одна меньшего размера над ними (под центром нижней губы) и последние две массы под нижней челюстью. Такой разбор строения лица далеко не полон, но дает начинающему художнику первоначальный ориентир при создании портретных работ.

Эта страница нарушает авторские права

Смотрите также




Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
[ 2 июня 2020 ]   Кружок пауэрлифтинга и жима лежа
    В нашем клубе успешно начал работу "кружок" пауэрлифтинга и жима лёжа. Наши члены кружка успешно выступили и завоевали призовые места на прошедшем 26-27 мая чемпионате Приволжского Федерального Округа по пауэрлифтингу и жиму лёжа. Мы с радостью приглашаем всех желающих в наш коллектив. Начало работы кружка суббота в 14-30.

[ 5 октября 2020 ]   Как вести себя в тренажерном зале
    Посещение нового тренажерного зала – превосходный способ улучшить собственную мотивацию и режим занятий. Однако спортзал иногда пугает тех, кто никогда ранее в него не ходил. Причем касается это не одних лишь новичков. Даже бывалые члены спортивных клубов иногда пребывают в замешательстве от множества неизвестных им тренажеров и множества накачанных людей. Мы поможем вам и дадим несколько советов, которые помогут вам ощущать себя в тренажерном зале рискованнее.

[ 12 апреля 2020 ]   Советы новичкам. Собираемся в тренажерный зал.
    Вы взяли себя в руки и с завтрашнего дня начинаете ходить в спортзал? Отлично! Вам следует учесть некоторые нюансы.

  Содержание, карта сайта.