Poker razz odds calculator

abc.vvsu.ru

Главная Контакты Найти нас
Тренажерный зал
Аэробный зал
Наши инструкторы
Спортивное питание
Расписание
Инфракрасная сауна
Турбо Солярий
Вакансии
Цены

abc.vvsu.ru

Пропорции человека. Для рисующих и прочих :)))

?

Category:

Особенности изображения людей разного возраста, пола, расы.

Пропорции человека со спины


Пропорции фигуры человека. Идеальные пропорции женщины, мужчины, детей, стариков

Пропорции фигуры человека

Пропорции человеческой фигуры интересовали художников, философов и педагогов на протяжении последних 20-ти веков и более. Римский архитектор Витрувий написал в начале 1-го века нашей эры: «Природа так хорошо сложила человеческую фигуру, что лицо — от подбородка до корней волос, является десятой частью всего тела». Он утверждал также, что пупок является центром тела, поэтому круг, нарисованный вокруг этой точки будет касаться вытянутых пальцев рук и ног человека, лежащего на спине. Именно эту теорию проиллюстрировал в знаменитом рисунке Леонардо да Винчи, представленном ниже.

К сожалению, теория работает на практике только если руки находятся под очень определенным углом. Однако можно заметить, что, когда руки вытянуты в стороны расстояние между кончиками пальцев рук примерно такое же, как и между макушкой головы и подошвами ног. Это полезное правило при определении длины рук.

В эпоху Возрождения, анатомия человека стала предметом детального исследования, и художники стали участвовать в поисках значимых математических отношений между размерами разных частей тела. Были изобретены комплексные подходы для определения «идеальной фигуры«. С тех пор сотни таких подходов были разработаны с использованием различных частей тела в качестве единиц измерения, в том числе головы, лица, ноги, предплечья, указательный палец, нос, позвоночник и так далее. Но, поскольку ни один подход не был универсальным, т.к. нельзя отрицать очевидный факт, что все люди разные, эти подходы представляют интерес только для классиков. Принятые идеальные пропорции фигуры также меняются от одного поколения к другому. Поэтому мы должны в целом прибегать к наблюдению широкого диапазона размеров и форм людей, которых мы видим вокруг нас.

Для наших целей, однако, полезно изучить фигуру средних размеров, так как это дает нам базу, на которой можно строить пропорции.

Самый распространенный метод — использование высоты головы в качестве единицы измерения для относительных замеров различных частей тела. Средняя цифра составляет семь голов, но диапазон между шестью и восемью головами тоже считается нормальным. На самом деле чаще всего в руководствах по рисованию «идеальная» фигура изображается высотой в восемь голов  — в основном, как я подозреваю, потому что тогда можно разделить тело вертикально на восемь удобных частей: подбородок, соски, пупок, промежность, середина бедра, колени, икры и стопы, что облегчает жизнь инструктора!

Однако правила существуют, чтобы их нарушать! Мы можем полюбоваться замечательными достижениями римских архитекторов и художников/математиков эпохи Возрождения, все они должны предлагают нам удобную проверку пропорций, но было бы глупо ограничиваться только этим способом.

Пропорции детей

При рисовании детей, вы обнаружите, что голова занимает гораздо большую долю от всей высоты. Голова новорожденного ребенка составляет около четверти от общей высоты, а длина ног гораздо меньше. Но когда ребенок растет, ноги увеличиваются в длину гораздо больше, чем другие части тела по отношению к общей высоте корпуса, так что голова становится пропорционально меньше.

Распределение подкожного жира

В детстве мужские и женские формы тела очень похожи. Форма среднего тела взрослого мужчины в основном диктуется размерами мышечной массы, в то время как фигура средней женщины зависит главным образом от размера жировых масс. Когда девочки достигают половой зрелости наблюдается увеличение жировых отложений в очень специфических местах, чтобы придать округлость груди и бедер взрослой женщине.

Ниже приведены иллюстрации, в каких местах откладывается подкожный жир у женщины и мужчины. Оба пола имеют запасы высоко на спине между лопатками, которые проявляются при ожирении людей обоих полов сгорбившимися плечами и короткой шеей. Тем не менее, другие места скопления жира у полов разные. Избыточный вес мужчины больше характерен для талии, чем для бедер. Лишний жир у мужчин хранится  выше тазобедренной кости сзади по обе стороны от позвоночника и на верхней части живота. Женщины с избыточным весом, напротив, как правило, больше набирают на бедрах, чем на талии. Их основные участки хранения жира: нижняя часть живота, ягодицы и бедра, а также грудь и спина между лопатками, как и у мужчин.

Распределение жира у женщины Распределение жира у мужчины

Пропорции пожилых людей

В старости мышцы-сгибатели, как правило, сокращаются, становятся короче. Это делает тело согнутым, когда оно находится в нормальном положении стоя. Плечи округляются, в грудном отделе позвоночника увеличивается его естественный изгиб и шея толкает лицо вперед. Даже когда тело расслаблено, руки и ноги остаются чуть согнутыми.

Кожа и подкожный жир становятся тоньше, а мышцы сокращаются. Локтевые суставы и запястья кажутся больше, а вены могут стать видными и выпирать из-под кожи. Все жировые отложения на теле и лице становятся мягче и, как правило, провисают на локтях и под подбородком.

Со следующего урока мы переходим к практике рисования человека.

Надеюсь, вам понравился этот урок! Оставляйте свои комментарии и замечания по поводу курса «Как нарисовать человека».

В статье использовались материалы книг: — Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;

— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.

www.web-paint.ru

Основы рисования портрета. Пропорции и ракурсы.

Очень часто начинающие художники пренебрегают изучением человеческого скелета и мускулатуры, ошибочно полагая, что “и так нормально получится”. Но незнание человеческой анатомии приводит к тому, что нарисованный человек получается неубедительным, а его мимика и движения выглядят неестественно.

Поэтому сегодня мы рассмотрим базовые принципы, которыми вы должны руководствоваться, если хотите нарисовать хороший и качественный портрет.

1. Пропорции лица

Анфас

Череп с челюстью представляют собой слегка сплюснутую сферу, поэтому глядя на человеческое лицо в анфас мы видим что-то вроде перевернутого узкой стороной вниз яйца. Две перпендикулярные линии, проходящие посредине, делят это яйцо на четыре части. Давайте рассмотрим подробности:

  • Отметьте средины правой и левой половинок горизонтальной линии. Глаза будут располагаться именно в этих точках.
  • Разделите нижнюю половину вертикальной линии на пять частей. Нижняя часть носа будет располагаться на второй отметине сверху, а линия, на которой смыкаются губы, расположится на одну точку ниже.
  • Разделите верхнюю половину вертикальной линии на четыре части. Линия роста волос будет располагаться на второй или третьей отметке, эта особенность варьируется. Уши находятся между верхним веком и кончиком носа, но это правило верно только когда лицо не опущено вниз или не поднято вверх.

Полезная подсказка: ширина лица обычно составляет ширину пяти глаз или немногим меньше. Размер расстояния между глазами равен ширине одного глаза. Очень редко у людей это расстояние очень сильно отличается от стандартного, но эту особенность будет достаточно легко заметить. Расстояние между нижней губой и подбородком также равняется длине одного глаза.

Еще одним способом измерения является использования расстояние между кончиком большого и указательного пальца. На рисунке ниже показано, какие расстояния можно мерить таким образом: высота уха, расстояние от линии роста волос до бровей, от брови до носа, от носа до подбородка и от зрачка до зрачка.

Профиль

В профиль мы все еще видим форму яйца, но острая сторона его смотрит в угол. Линии теперь разделяют голову на лицо и череп.

На черепе:

  • Ухо находится сразу за вертикальной линией. По размеру и местоположению оно все еще располагается между верхним веком и кончиком носа.
  • Глубина черепа варьируется в рамках, указанных на картинке ниже в пункте 4 пунктирными линиями.

На лице:

  • Все располагается так, как было указано выше.
  • Корень носа совпадает с горизонтальной линией или находится немного выше
  • Самая выпуклая часть – это первая точка над горизонтальной линией, которая отмечает линию бровей.

Читайте также:  Выборы 2016: такой реакции вы еще не видели

2. Особенности

Глаза и брови

Глаз – это просто две дуги, соединенные в миндальную форму. Нет определенного правила в рисовании глаз, потому что форма глаз может быть разная, и таких форм существует очень много, но мы можем подметить следующие тенденции:

  • Внешний угол глаза может быть выше, чем внутренний, но не наоборот.
  • Если форма глаза миндальная, то округленная часть глаза будет ближе ко внутреннему уголку, а вытянутая – ко внешнему.

Детали глаза

  • Радужная оболочка частично спрятана под внешним веком. Она касается нижнего века, только если человек смотрит вниз, или если глаз построен так, что нижнее веко находится выше, чем обычно.
  • Ресницы растут изнутри наружу, а не наоборот, и это очень важно при рисовании, чтобы они выглядели натурально. Ресницы на нижнем веке короче.
  • Пытаясь прорисовать все мелочи (слезные протоки, нижнее веко и т.д.), помните, что детальная прорисовка не всегда означает, что результат будет красивым.

В профиль глаз принимает форму наконечника стрелы (с выпуклыми или вогнутыми сторонами), с небольшим намеком на верхнее и, возможно, на нижнее веко. В реальной жизни вы не увидите радужную оболочку сбоку, вы будете видеть лишь белок глаза. Но глаз без радужной оболочки выглядит странно, поэтому рисуйте хотя бы намек на него.

Что касается бровей, то проще всего нарисовать их, следуя дуге верхнего века. Зачастую самая широкая часть брови находится ближе к внутренней части, а “хвост”, стремящийся ко внешней части глаза, постепенно становится тоньше.

Если смотреть в профиль, то форма бровей меняется кардинально и становится больше похожей на запятую. Бровь как бы начинается там, где находятся кончики ресниц.

Нос

Нос человека примерно клиновидной формы, ее достаточно просто представить себе и нарисовать в объемном виде, прежде чем прорисовать детали.

Спинка и крылья носа являются плоскими поверхностями, которые очерчиваются лишь в конце, но все равно очень важно учесть эти поверхности во время построения наброска, чтобы правильно рассчитать пропорции. Нижняя плоская часть нашего клина в виде усеченного треугольника соединяется с крыльями и кончиком носа. Крылья сворачиваются внутрь к перегородке, образовывая ноздри – обратите внимание, что вид снизу показывает, как перегородка начинается раньше крыльев и соединяется с лицом. Она выступает ниже, чем крылья, когда мы смотрим на нос в профиль, и это означает, что при виде в 3/4 дальняя ноздря скрыта перегородкой.

Так же, как и в случае с глазами, детализация не всегда дает хороший результат. Поэтому важнее проработать пропорции, чем корпеть над деталями, которые в итоге могут изуродовать рисунок. При рисунке в анфас нос выглядит лучше, если нарисовать только нижнюю его часть. Если вы рисуете вид в 3/4, то, скорее всего, вам лучше будет прорисовать линию спинки носа. Вам придется осмотреть и изучить массу носов, чтобы понять, как и когда его изображать.

Губы

  • Линия, на которой смыкаются губы, должна быть нарисована в первую очередь, так как это самая длинная и темная линия из трех, формирующих рот. Это не просто волнистая линия, а целая серия тонких кривых. На рисунке ниже вы можете увидеть утрированный пример, который объяснит вам движение линии рта. Обратите внимание, что есть разные формы губ, и что основная линия может отражать нижнюю или верхнюю губу. Губы можно смягчить разными способами. Линия посредине может быть очень прямой, чтобы отразить острый взгляд, или очень смазанной, чтобы ослабить губы. Все зависит от формы губ, того, насколько они пухлые. Если вы хотите добиться симметрии, начинайте от центра и рисуйте одну половину губы, а затем вторую.
  • Два верхних кончика верхней губы – самые очевидные части рта, но они так же могут быть как ярко выраженными, так и практически идти одной линией.
  • Нижняя губа являет собой мягкую дугу, но так же может варьироваться от почти прямой до очень скругленной.
  • Верхняя губа обычно тоньше нижней и выпирает из общего рельефа лица меньше, чем нижняя. Старайтесь оттенять штрихами верхнюю губу.
  • По сторонам губы имеют форму наконечника стрелы и то, что верхняя губа немного выступает в этом месте вперед, видно очень хорошо.
  • Средняя линия рта на концах отклоняется вниз от губ. Даже если человек улыбается, она закругляется вниз прежде чем подняться снова вверх. Никогда не рисуйте эту линию прямо вверх, если рисуете лицо в профиль.

Уши

Самая важная часть уха – это длинная С-подобная форма внешней линии. Внутренняя часть уха подобна перевернутой букве U. Также есть подобная кривая сразу над мочкой уха, соединенная с маленькой С-подобной дугой. В целом форма уха тоже варьируется.

Когда мы видим лицо в анфас, уши видны в профиль:

  • Ободок, ранее имевший форму U, теперь является отдельной частью – как случается, если мы смотрим на тарелку сбоку и видим ее низ.
  • Мочка уха больше будет походить на каплю и будет выделяться.
  • То, насколько тонкой нужно рисовать линию уха, зависит от того, насколько плотно к голове расположены уши.

Читайте также:  Правда ли, что рисование продлевает жизнь?

Если смотреть на голову сзади, ухо выглядит как бы отделенным от головы: ободок прикреплен к голове воронкой. Не бойтесь нарисовать воронку слишком большой, так как она действительно не маленькая.

3. Ракурс

Имея форму мяча с небольшими изменениями, голова рисуется проще, чем ожидалось. Но, несмотря на это, нужно изучить то, как она выглядит под разными углами. Конечно, меняется вид носа в первую очередь, но и брови, скулы, центральная часть рта и подбородка меняются тоже.

Когда мы рисовали лицо в анфас и в профиль, мы практически упрощали его до двухмерной плоскости. Для других углов зрения нам нужно думать в трехмерном пространстве.

Взгляд вниз

  • Все детали закругляются вверх и уши также сдвигаются вверх.
  • Так как нос выступает вперед, он выдается из общей линии лица и его кончик оказывается ближе ко рту.
  • Кривая бровей становится более ровной. Чтобы она приняла обратный изгиб, нужно повернуть лицо каким-то особо необычным способом.
  • Верхнее веко становится виднее и покрывает большую часть глазного яблока.
  • Верхняя губа почти пропадает, а нижняя больше выпирает.
  • Заметьте, что так как рот следует общей кривой, кажется, будто на лице человека появилась улыбка.

Взгляд вверх

  • Все детали закругляются вниз и уши тоже сдвигаются вниз.
  • Верхняя губа становится видна полностью и рот кажется пухлее.
  • Линия бровей становится более закругленной, но нижнее веко закругляется вниз, придавая эффект острого взгляда.
  • Нижняя часть носа видна четко, ноздри также хорошо видны.

Поворот боком

Когда человек виден почти со спины, все что видно – это выступающая линия бровей и скулы. Выступает линия шеи и стремится к уху. Ресницы – это следующее, что видно, когда человек поворачивается лицом.

Затем часть брови появляется, а также становятся видны выступ нижнего века и кончик носа, выступающие из-за щеки.

Когда лицо уже повернуто почти в профиль, глазное яблоко и губы становятся видны (но средняя линия рта все еще маленькая), а линия шеи сливается с линией подбородка в одну линию. Вы все еще можете видеть часть щеки, за которой прячется ноздря.

Автор: tuts+

Перевод: Sayhi

say-hi.me

7 пропорций тела человека, которые необходимо знать художнику

Однако, принимая во внимание, количество существующих методов измерения пропорций (канонов), мы должны понимать, насколько по-разному можно трактовать пропорции, и то, что, возможно, ни один из этих методов не является досконально точным.

Что такое пропорции?

Пропорции – это соотношения между собой ширины, высоты и глубины объекта.

Чтобы нарисовать правдоподобное изображение чего угодно, независимо от того, что это или кто это, нам необходимо максимально точно передать соотношения пропорций этого объекта.

Например, на рисунке справа, ширина и высота ободка кружки, примерно равны, в то время как глубина кружки примерно в полтора раза превышает ширину. Эти пропорции характерны для данной кружки, именно в данной ситуации.

Что случится, если я изменю пропорции? Нарисованная кружка не будет в точности походить на ту кружку, что находится передо мной, но она все равно получится довольно узнаваемой.

Однако, если нам нужно нарисовать человеческую фигуру или портрет, случайное изменение пропорций может привести к заметным искажениям, из-за которых рисунок станет неправдоподобным.

Мелкие погрешности в пропорциях тела лишь уменьшат сходство с конкретным человеком, в то время как крупные ошибки могут серьезно исказить анатомическое строение.

Совсем неудивительно, что художники во все времена пытались выработать единый стандарт измерения пропорций!

Как удобно было бы, просто запомнить такую систему, и во всем на нее полагаться…но можно ли в действительности полагаться на какую-нибудь из этих систем, в независимости от того, кого мы рисуем?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, давайте взглянем на краткую историю канонов пропорций.

Краткая история канонов

Каждый канон (система измерения пропорций), рождался в поиске определенного идеала красоты. Так как понятие красоты очень субъективно и изменчиво, такими же, на протяжении всей истории, были и каноны.

Например, прославленный древнегреческий канон, созданный Поликлетом, формирует облик сильного, мужественного атлета, который достиг успехов в гимнастике и прекрасно владеет оружием.

Типичный пример работы в этом каноне – статуя Дорифора, одна из самых знаменитых статуй эпохи Классической Греции.

В наше время не часто встретишь людей, чье тело полностью соответствует современным “идеалам” красоты, так, вероятно, и во времена Поликлета, немногие могли похвастаться таким “идеальным” телом, как у Дорифора.

Кроме того каноны использовались для установления единиц измерения, с помощью которых тело было удобно разбивать на части, которые потом составлялись в “идеальные” пропорции. Например, в древнейшей системе пропорций, древнеегипетском каноне, такой единицей измерения была длина среднего пальца. Считалась, что она равна 1/19 длины всего тела.

В древнегреческом каноне Поликлета единицей измерения была выбрана ладонь.

Древнеримский архитектор и писатель Марк Витрувий считал, что высота головы составляет 1/8 от общей высоты человека.

Леонардо Да Винчи продемонстрировал многие идеи Витрувия с помощью знаменитого изображения “витрувианского человека”, на котором изображен человек в двух позах, наложенных друг на друга, вписанных одновременно в круг и в квадрат.

Каноны пропорций в наши дни

Как вы могли догадаться, поиск совершенных методов измерения пропорций является бессмысленным занятием. Человеческие тела настолько различны, что все они никогда не смогут вписаться в единый стандарт. Уникальность каждого из них, является наиболее сложной и увлекательной частью изображения фигуры. Тем не менее:

Знание нескольких, самых основных пропорций окажет нам существенную помощь в рисовании, если мы будем применять это знание в комбинации с внимательным изучением тела конкретной модели.

Сегодня самой распространенной единицей измерения является голова. Считается, что общая длина тела составляет в среднем 7,5 – 8 голов.

В чем разница между фигурами высотой 7,5 и 8 голов?

Фигура высотой 8 голов будет иметь очень длинные ноги, такие как у топ-моделей, в то время как фигура высотой 7,5 головы выглядит более среднестатистической. Обратите внимание, что эти обобщения тоже не следует считать правилом.

Семь пропорций тела человека

Прежде чем углубиться в изучение, пожалуйста, запомните, что данные пропорции относятся к стоящей фигуре. Если фигура наклонена, сидит или лежит, измерять пропорции будет гораздо сложнее, и возможно, они не будут совпадать с пропорциями приведенными ниже.

Вот семь пропорций стоящей фигуры, которые полезно запомнить: 

1. Высота фигуры примерно 7,5 голов.

2. Линия сосков находится на расстоянии примерно двух голов от макушки.

3. На расстоянии примерно трех голов от макушки находится пупок.

4. На расстоянии примерно четырех голов от макушки располагается лобковая кость.

5. Лобковая кость делит фигуру вертикально пополам. Она находится в центре фигуры.

6. Запястье находится примерно на одной линии с выступом бедренной кости.

7. Локти расположены на одной линии с пупком.

Система пропорций человеческой фигуры: за и против

За:

  • система пропорций дает вам основные ориентиры для определения верных расстояний
  • пропорции помогают создать более точный рисунок, если сравнивать их с пропорциями конкретной модели
  • запоминание пропорций окажет незаменимую помощь в рисовании по памяти или “из головы”
  • запоминание пропорций поможет вам дать волю воображению, например, аниматор может принять решение удлинить или укоротить фигуру на одну-две головы, в случае, если он рисует вымышленного персонажа

Против:

  • если слишком сильно полагаться на заученные пропорции, это может привести к тому, что вам будет лень разглядывать модель и ваши рисунки станут безжизненными
  • из-за огромного разнообразия фигур и типов телосложений, ни одна система пропорций не может считаться непреложным правилом

Используем пропорции эффективно

Система пропорций может сделать ваши рисунки более универсальными или наоборот, более специфичными, в зависимости от того, как вы ее используете. Как, зная пропорции, добиться большей точности в рисунке?

Не ожидайте, что модель будет полностью соответствовать пропорциям, представленным выше, вместо этого, используйте их, чтобы найти различия. Например, вам известно, что пупок обычно находится на три головы ниже макушки. Измерьте и выясните, справедливо ли это правило по отношению к вашей модели.

Если нет, то в процессе измерения, вы сможете определить, на какой высоте находится пупок именно у того человека, которого вы рисуете.

Знание пропорций поможет вам развить то особое чутье, которое позволяет вычислять верное расстояние на глаз, даже если пропорции модели далеки от классических.

Источник: Ссылка

urokiakvareli.ru

РИСУНОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА (Руководство). Автор: Лобов В.В., редактор: Александрова Л.И.

Чтобы верно изобразить человека, необходимо знать соотношение отдельных частей его фигуры между собой и к целому.

Рис. 15

Поискам идеальных пропорций фигуры было уделено много времени художниками разных времен и народов. Первые пропорции были выработаны еще в Древнем Египте, где за единицу измерения была принята величина среднего пальца руки (рис. 15). Выработкой пропорций занимались и в Древней Греции. Много внимания уделяли пропорциям художники эпохи Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюфер и др. (рис. 16). Внесли свою лепту и представители нашего времени: Ле Карбюзье, И.В. Жолтовский, М.Я. Гинзбург. За это время были выработаны самые разнообразные каноны построения фигуры, основанные на глубоком изучении человека и представлении об идеале той или иной эпохи. Художник Возрождения Д. Вазари замечает: «Так как рисунок является отцом наших трех искусств – архитектуры, скульптуры и живописи, – то он, происходя от разума, извлекает из множества вещей всеобщее суждение, подобное форме, или же идее всех природных вещей, которая вполне естественная по своим меркам. Из этого следует, что не только в телах людей и животных, но даже в растениях, в постройках, статуях и картинах распознается пропорциональность, которая объединяет целое с частями, а также взаимоотношения частей друг с другом и со всем целым».

Рис. 16

Конечно, все люди разные и встретить человека, сложенного по идеальным пропорциям, трудно, но зная эти пропорции, легче определить отличие одного человека от другого, выявить характерное.

Основные пропорции взрослого мужчины среднего роста на современном этапе по отношению к фигуре (рис. 17): серединой вертикально стоящей фигуры человека является лонное сращение – лобок, делящий ее на две ровные части. Серединой фигуры при взгляде сбоку является большой вертел бедра, а сзади – нижняя точка крестца.

Длина позвоночника мало отличается у людей высокого и низкого роста. Высокий и низкий человек, сидя рядом, часто выглядят людьми одного роста, так как разница в росте в основном получается за счет длины ног. Высота головы укладывается в вертикаль фигуры 7-8 раз.

Рис. 17

Нижняя конечность делится на две равные части в области коленного сустава. Длина бедра равна длине голени вместе с высотой стопы. Бедро всегда длиннее костей голени, голень длиннее стопы. При согнутом колене на сидящей фигуре длина бедра воспринимается вместе с тазом, а высота голени со стопой еще увеличивается за счет толщины нижнего конца бедра. Сзади ноги кажутся короче, так как зрительно воспринимаются от ягодицы. Длина голени со стопой равна примерно двум головам. В длину бедра от коленного сустава до большого вертела также укладываются две высоты головы.

Расстояние от лобка до яремной ямки несколько больше длины бедра. Плечо от акромиального отростка до локтевого сустава равно расстоянию от яремной ямки до талии (или пупка).

Рис.

18

Ширина таза примерно составляет 1/5 от высоты фигуры, а плечи равны 1/4 или почти двум размерам головы.

Плечевая кость всегда длиннее костей предплечья, а предплечье длиннее кисти.

Локоть на свободно опущенной и согнутой в локте руке часто находится на уровне подвздошного гребня таза. Опущенная рука равна примерно трем размерам головы, а средний палец кисти достигает середины бедра.

Длина шеи со спины равна высоте лопатки.

Кисти и стопы у людей одного и того же роста могут быть самых разных размеров. Нередки случаи, когда у людей высоких кисти и стопы малы, а у низких и низкорослых, напротив, велики. В целом длина кисти равна расстоянию от подбородка до лобных бугров. Длина стопы равна длине предплечья.

Средний рост женщины меньше мужского. Руки, и в особенности ноги, относительно всего роста у женщин короче, чем у мужчин.

Таз женщины относительно роста шире, чем у мужчины, а плечи уже.

У женщины шея более тонкая и длинная, чем у мужчин. Стопа и кисть значительно меньше мужских.

Торс женской фигуры более длинный относительно мужской. Поясница более изогнута вперед, ягодицы выступают значительно сильнее назад. Грудная клетка женщин уже и короче по сравнению с мужской, а живот длиннее.

При равных условиях развития у женщин меньше развиты скелет и мускулатура, жировая ткань отлагается в большем количестве и более равномерно распределена. Поэтому женская фигура имеет более округлые формы.

В детской фигуре в возрасте от 3 до 5 лет по сравнению с фигурой взрослого голова больше, туловище длиннее, шея и ноги короче.

При рисовании фигуры человека в сложном ракурсе линейные размеры отдельных частей сильно сокращаются, и если на рисунке передать все именно так, как это заснял бы фотоаппарат, то мы получим неверное представление о пропорциях фигуры, поскольку они будут сильно искажены. В таких ситуациях для создания убедительного образа натуры мы сознательно идем на нарушение законов конической перспективы.

Рисуя фигуру в сложном ракурсе, необходимо хорошо представлять её в «исходных» позициях, то есть без искажений (рис. 18). Для этого потребуется определенный опыт в изображении фигуры в фас, профиль, сзади, в трехчетвертном повороте. Такие рисунки помогают лучше воспринимать форму тела человека, его пропорции, изучать изменения его в различных ракурсах.

1. Пропорции человека

Древнейшиеданные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробницепирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С тех времен ученые ихудожники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела.Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев,каноны Древней Греции и Рима. Пропорции изучали: Поликлет, канон,которого долгое время был общепризнанным, Альберти, Леонардо да Винчи,Микеланджело, Дюрер. В этих исследованиях размеры человеческого тела

определялись по отношению к размеру головы, лица или стопы.

Человеческое тело имеет следующие пропорции:

  • длиначетырёх пальцев равна длине ладони, четыре ладони равны стопе, шесть

    ладоней составляют один локоть, четыре локтя - рост человека;

  • четыре локтя равны шагу, а двадцать четыре ладони равны росту человека;
  • есливы расставите ноги так, чтобы расстояние между ними равнялось 1/14человеческого роста, и поднимите руки таким образом, чтобы средниепальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела,

    равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок;

  • пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник;
  • размах разведенных рук будет равен росту;
  • расстояние от корней волос до кончика подбородка равно одной десятой человеческого роста;
  • расстояние от верхней части груди до макушки составляет 1/6 роста;
  • расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7 роста;
  • расстояние от сосков до макушки составляет ровно четверть роста;
  • наибольшая ширина плеч - восьмая часть роста;
  • расстояние от локтя до кончиков пальцев - 1/5 роста, от локтя до подмышечной ямки - 1/8;
  • длина всей руки - это 1/10 роста;
  • начало гениталий находится как раз посредине тела;
  • стопа - 1/7 часть роста;
  • расстояниеот мыска ноги до коленной чашечки равно четверти роста, а расстояние от

    коленной чашечки до начала гениталий также равно четверти роста;

  • расстояние от кончика подбородка до носа и от корней волос до бровей будет одинаково и, подобно длине уха, равно 1/3 лица.

При определении пропорций в качестве «единицы измерения» чаще всего используется голова.

2. Ребенок. Рост и пропорции  тела

Разницав строении тел младенца и взрослого человека достаточно очевидна,однако происходящие из года в год изменения трудноуловимы. С первоговзгляда может показаться, что шестилетний и двухлетний ребенок вообщеничем не различаются. На самом деле существует целый ряд отличий,

которые должны учитываться.

Новорожденныйотличается от взрослого человека относитель но короткими конечностями,большим туловищем и большой голо вой. Высота головы новорожденногосоставляет 1/4 длины тулови ща, у ребенка 2 лет— 1/5, 6 лет—1/б, 12лет—1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а ростконечностей уско ряется. До начала периода полового созревания половыеразличия в пропорциях тела отсутствуют, однако в период половогосозревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, атаз уже, чем у девушек.   Можно отметить три периода различия пропорций между дли ной ишириной тела: от 4 до б лет, от б до 15 лет и от 16 лет до взрослогосостояния.

Ростребенка измеряется не в единицах высоты головы взрослого человека, а в

единицах высоты головы, характерной для его собственного возраста.

   Пропорции частей тела ребенка и взрослого также различаются. Уребенка с момента рождения до приблизительно двухлетнего возрастагеометрический центр тела находится в районе пупка, в то время какгеометрический центр тела взрослого человека расположен вблизипромежности. Под геометрическим центром здесь подразумевается точкаполовинной высоты тела. Таким образом, длина ног взрослого человекаприблизительно равна расстоянию от промежности до макушки. Ноги младенцаеще не несут никаких нагрузок и не участвуют в процессе движения,

поэтому они имеют относительно меньшую длину.

3. Ребенок. Черты лица

Ниже приводятся правила, следуя которым в процессе лепки головы ребенка, можно избежать неточностей.

  • Лицомладенца мало по сравнению с размерами его головы. Если глаза взрослогочеловека лежат на средней горизонтальной линии головы, то глаза ребенка

    расположены ниже аналогичной линии.

  • Нижняячелюсть младенца расположена почти горизонтально вдоль нижнего краячерепа. В процессе роста челюсть отклоняется вниз, в результате голова

    становится более вытянутой.

  • У младенца маленький подбородок.
  • Носмладенца обычно невелик и вздернут вверх, что дает ему возможностьсвободно дышать во время кормления. Переносица младенца более плоская,

    чем у взрослого.

  • Задняясторона головы младенца сильнее выступает по отношению к тыльнойстороне шеи, чем у взрослого человека, при этом шея младенца гораздотоньше шеи взрослого. (Настолько тоньше, что новорожденному младенцу

    обычно даже не хватает сил поддерживать свою собственную голову.)

  • Посколькуу ребенка размер лица относительно головы меньше, чем у взрослого,

    кажется, что глаза ребенка отстоят друг от друга на большее расстояние.

  • Радужнаяоболочка глаза ребенка выглядит большой по сравнению с глазомвзрослого. В действительности радужная оболочка новорожденного имеетпрактически тот же размер, что и у взрослого человека, а вот глазамладенца раскрываются в меньшей степени. В процессе роста ребенка егоглаза становятся все шире и шире, и кажется, что диаметр радужных

    оболочек уменьшается.

  • Ресницыу ребенка кажутся более длинными, чем у взрослого. Это опять-таки

    происходит по причине различий в относительных размерах лиц.

  • Брови ребенка тоньше.
  • Верхняягуба ребенка имеет характерное отличие, из-за которого ее даже называют

    «молочной губой», представляющее собой маленький выступ в центре.

  • Губы ребенка выглядят более пухлыми и выпуклыми и имеют в уголках значительные ямочки.
  • Подбородок ребенка меньше, а его щеки — круглее, чем у взрослого.
  • Самоехарактерное для детского лица-это большой лоб, маленький нос иподбородок и большие глаза(я имею в виду радужку и зрачек,так как самояблоко может быть не сильно видно). Глазное яблоко-это единственнаячасть нашего организма,которая не растет. И в сравнении с детскимипропорциями лица радужки кажутся большими, а на взрослом лице меньше.Лоб у ребенка может занимать чуть ли не половину лица.А нос где-тополовину лба. Можете даже проверить. Нарисуйте овал, приближенный ккругу,разделите его пополам и на нижней половине нарисуйте лицо смаленьким носом. Уже автоматически получится ребенок. А если овал

    вытянуть,глаза переместите выше,нос удлинить, получится взрослый.

  • Изображаядетское личико нужно стремиться к нежным тонам. Никаких угловатыхлиний, темных резких теней. У ребенка все обтекаемо и округло. Бровкиеле заметны (если, конечно, ребенок не жгучий брюнет).У взрослого лица классические пропорции такие:лоб, нос и нижняя частьлица примерно равны. А уж форма носа глаз и прочее-это уже кому какугодно.Это сухая теория.В искусстве нет ограничений.Но все должно подчинятьсязаложенной идее, выявлять образ и характер. Можно сделать и ребенка состарческим лицом,и инфантильного взрослого, лишь бы все было оправданозадумкой.

    ВЗЯТО: http://rigierukodelki.blogspot.com/...%B5%D0%B7%D1%8B                    

  •                      4. Пожилой человек. Рост и пропорции тела

Свозрастом в теле человека происходит множество необратимых процессов.Позвоночник сжимается и укорачивается, поскольку хрящевые диски стареют истановятся тоньше. Различные возрастные болезни, типа остеопороза,вызывают сжатие и деформацию самих костей, в особенности позвонков.Позвоночник искривляется, человек становится сгорбленным.   Так как искривление позвоночника с возрастом увеличивается,возникает впечатление, что шея опускается вглубь грудной клетки. Врезультате этих процессов рост человека может сократиться на величину отполовины до целой высоты головы. Такие изменения ведут к тому, что

фигура человека приобретает болезненный вид.

                                                

                                                                              6. Мужчины и женщины. Различия фигур

Основныеразличия наблюдаются в пропорциях и массе. Кроме того, существуютнебольшие отличия в строении скелета, например, в тазовой области. Какправило, все размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше,

чем у мужчины.

Пропорции женщины

Пропорции мужчины

   Вот некоторые простые соотношения, которые следует запомнить:

  • Плечи мужчин обычно шире. Ширина плеч составляет две высоты головы для мужчин и две ширины головы для женщин.
  • Мужчины имеют более узкие бедра, в две ширины головы, а женщины — в две с половиной ширины головы.
  • Есливы хотите сделать женскую фигуру ниже, обычно следует уменьшать высотубедер (на величину до половины высоты головы) и верхнюю часть рук (до

    одной трети высоты головы).

  • Локоть обычно располагается как раз над талией. (Вспомните, как выглядит обезьяна с ее достающими до пола руками!)
  • Кисти рук расположены на уровне промежности.
  • Голова и торс вместе составляют обычно половину длины тела.
  • Длина кисти руки от основания ладони до конца среднего пальца равна расстоянию от подбородка до середины лба.
  • Предплечье от внутренней стороны локтя до запястья имеет ту же длину, что и ступня.
  • Ширина головы обычно равна пятикратной ширине глаза.

Женщинаобладает более толстым жировым слоем, покрывающим поверхность скелета. В

результате ее тело менее угловато и более округло.

Головаженщины также более гладкая и округлая. Брови на женском лице выступают

меньше и над носом нет резкого костного выступа. В целом черты женскоголица обычно мельче мужских, хотя губы женщин часто оказываются полнее.Шея и плечи женщины выглядят более тонко и изящно. Это особенно сильнопроявляется в размере и форме плеч. У женщины они меньше, а ее ключицы,как правило, сильнее наклонены вниз по направлению к грудине. Врезультате этого женские плечи выглядят более округлыми. У мужчиныключицы расположены ближе к горизонтали, а его плечи шире. В итоге

мужское тело выглядит более угловатым.

Относительная

длина торса женщины несколько больше мужского в сравнении с общимразмером тела. Ее грудная клетка меньше, округлее и служит опорой дляразвитой груди. Таз женщины короче, но шире и глубже. Для облегченияродов он немного наклонен вперед. В результате этого поясничный отдел

позвоночника женщины изогнут сильнее.

Ноги и руки у женщин обычно короче, чем у мужчин.

Самыезначительные отличия в длинах частей тела мужчин и женщин наблюдаются вобласти плечевой кости руки и по всей длине ноги. В среднем верхняячасть женской руки короче, в результате чего ее локоть располагаетсянемного выше по отношению к торсу, чем у мужчин. Женские запястья иладони также меньше. Бедра женщины короче мужских, потому что еебедренные кости расходятся от более широкого таза под большим углом. Поэтой же причине женские бедра по направлению к коленям выглядят более

округло.

Незабудьте про то, что нижняя часть ног у женщины также немного короче,чем у мужчины. Благодаря слою подкожного жира женские ноги выглядятболее гладкими, а икры выступают не так рельефно. Женские лодыжки

округлее и менее рельефны, чем мужские, а ступни женщин меньше и уже.

7. Расовые отличия во внешности

Рассмотримособенности внешности только трех рас: европеоидной, монголоидной инегроидной, хотя на деле существует множество различных подтипов.Сконцентрируем внимание на тех чертах, которые дают визуальный ключ копределению расовой принадлежности. Это тип волос, цвет кожи, форма

головы, силуэт лица, а также такие элементы, как глаза, нос и губы.

Европейцы

Представителей

европеоидной расы обычно характеризуют как людей с белым или светлымцветом кожи. Цвет глаз и волос европейцев может быть совершенноразличным. Волосы у них, как правило, волнистые, но могут быть какимиугодно, от совершенно прямых до очень кудрявых.При взгляде в профильможно заметить, что голова типичного европейца имеет средний размер, аподбородок обычно выдается вперед меньше, чем нос. Нос европейца —

высокий, а губы — относительно тонкие.

Монголоиды

Монголоидноелицо обычно известно своей особенной формой глаз. Разрез глазмонголоидов может обладать или не обладать раскосостью, характеризуемойнаклоном глаз вниз к центру лица, в зависимости от расовой подгруппыконкретного субъекта. Когда глаза открыты, верхние веки почти исчезаютиз-за наличия кожной складки, которая немного заходит за нижний крайглаза в районе слезного протока, а иногда может перекрывать нижний край и

на внешней стороне глаз.

Другойхарактерной особенностью монголоидных глаз является уплощенностьобласти их орбит. Поскольку переносица у монголоидов низкая, а глазавыпуклые, глубина посадки глаз на лице оказывается незначительной. Важноотметить, что их брови обычно немного развернуты вверх к наружным краям

лица и могут внезапно обрываться на концах.

Кожамонголоидов, как правило, отливает желтым или коричневым цветом, а цветглаз в большинстве случаев коричневый. Волосы у монголоидов черные ипрямые. Типичный подбородок лица монголоидного типа выступает впереднемного дальше носа, но не так сильно как на лице негроида. Нос низкий,

но не плоский, а губы имеют среднюю толщину.

Негроиды

Представителейнегроидной расы обычно называют чернокожими, имея в виду людей с цветомкожи от коричневого до темно-коричневого. Их волосы, как правило, болеегустые, чем у европейцев, и обычно очень кудрявые. У африканцев

преобладают темно-коричневые или черные глаза и волосы.

Еслипосмотреть сбоку, то заметно, что подбородок негроидов выступает впереддальше носа, а их нос приплюснут. Губы обычно сравнительно толстые.Именно черты лица негроидного типа будут определять верный вариантвнешности и не позволят сказать, что изображен просто европеец с черным

цветом кожи.

8. Искажения пропорций

Замечено,что если слепить фигуру человека, руководствуясь идеальнымипропорциями, она будет «резать» глаз. Все дело в том, что художник,соблюдая основные правила и каноны пропорций человеческого тела, всегда

немного (а иногда и значительно) искажает пропорции.

Удлинитетело, и его форма станет более элегантной. Если высота типового теласоставляет около восьми размеров головы, то рост элегантной модели можетбыть увеличен до пятнадцати размеров головы в зависимости от того,

какой эффект нужно получить.

Исследователитворчества Микеланджело установили, что он придавал своим скульптурамнеобычные пропорции, делая их рост равным девяти, десяти, а иногда дажедвенадцати размерам головы в целях достижения гармонии и грации,отсутствующих в природе. Именно Микеланджело приписывают высказывание о

том, что нужно иметь направляющий компас в глазах, а не в руках.

В противоположность Микеланджело некоторые фигуры Рафаэля имеют высоту всего лишь в шесть размеров головы.

Наиконах тела обычно имеют удлиненные пропорции, и соотношениеголова/тело обычно 1/9, а у Дионисия - даже 1/11. Это придаетизображаемому выражение одухотворенности. Но иногда голова представала инепропорционально большой, как бы подчиняющей себе все остальное.Интересна точка зрения, что стремление выделиться крупной головойпривело к возникновению у туркмен и кавказских горцев обычая носить

большие шапки, фуражки.

Есликрасота — субъективное понятие, зависящее от того, каким взглядомсмотрит на творение зритель, то вы, как создатель своих персонажей,обязаны уметь реализовывать тот тип «красоты», который требуется. Освоивосновы анатомии и пропорций, следует воспользоваться собственнымихудожественными способностями, чтобы придать персонажам желательный

облик

3d-tutorials.livejournal.com

Рисуем фигуру человека

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы продолжим тему рисования фигуры человека, и в этом уроке будем изучать пропорции. В этом уроке мы узнаем как научиться рисовать человека поэтапно карандашом в полный рост. Для того чтобы последующая информация действительно оказалась для вас полезной, предлагаю приготовить лист бумаги и карандаш и сразу рисовать вместе со мной.

Прежде всего необходимо уточнить: мы будем рассматривать, а также узнаем как построить и нарисовать фигуру высокого человека с идеальными академическими пропорциями. Фигуры большинства людей обладают своими особенностями, иногда очень далекими от эталонных, тем не менее все они по-своему интересны и красивы. Для того, чтобы научиться правильно отображать на рисунке характерные особенности фигуры каждого человека индивидуально, сначала необходимо запомнить соотношения и пропорции в идеальном их варианте.

Если вы никогда не рисовали людей в полный рост, начните с простого:

  • Сначала попробуйте построить несколько пропорциональных скелетов, так чтобы руки, ноги ладошки, таз, колени и другие части были на своем месте.
  • Дальше на эти каркасы одевайте тело человека, можно в очень упрощенном варианте, без рельефа мышц. Можете одеть вашего персонажа в простую одежду.
  • С такого скелета можно сделать мужчину или женщину, полного или худенького человека, у него все будет на месте. Тренируйтесь!
  • Если все хорошо получается попробуйте показать мышцы рук, ног, торса.
Рисуем малыша: портрет и в полный рост

Учимся рисовать человека поэтапно

В идеальной фигуре рост человека равен высоте восьми его голов. Следовательно, если высоту головы человека умножить на восемь — получим его идеальный пропорциональный рост.

Определяем основные пропорции

Подготовьте лист бумаги а карандаш, приступаем в рисованию. На своей рабочей поверхности определите высоту (рост) будущего человека, проведите вертикальную прямую линию.

  • Разделим высоту этой прямой линии ровно напополам. Половина роста человека (середина этой линии) — это лобковая кость.
  • Верхнюю и нижнюю образовавшиеся части делим пополам еще раз. Таким образом мы определим соответственно: в верхней части уровень груди, на этой линии будут находиться соски, в нижней части линию под коленными чашечками.

Для наглядности, чтобы не запутаться со схемой строения фигуры человека, делениями и линиями, будет разумно стразу строить упрощенный скелет как на рисунке ниже:

  • Человека с разведенными в разные стороны руками можно вписать в квадрат. Длина от кончика пальцев на одной руке до окончания другой руки будет равна росту человека (или 8 головам).
  • Определяем высоту головы. Для этого самую верхнюю часть прямой (отрезок 3) делим еще раз пополам, получая высоту головы и расстояние от подбородка до груди (показано зеленым цветом на иллюстрации ниже).
  • Разделим отрезок от линии груди до лобковой кости на две равных части и получим уровень пупка (показано голубым цветом).
  • Кисть руки начинаем рисовать на уровне линии, разделяющей рост человека пополам.

Подобная схема на первый взгляд, может показаться сложной или даже скучной, но тот кто ее усвоит и правильно применит на практике, будет застрахован от ошибок с пропорциями во время создания рисунков человека.

Голова и лицо

Для того чтобы научиться правильно рисовать человека в полный рост, важно также знать и помнить схему построения и пропорции головы и лица. Определяем основные линии, которые помогут нам построить лицо с правильными пропорциями.

  • Сначала высоту головы делим на две равных части — получаем линию глаз (показано красной линей).
  • Определяем линию роста волос, это 1\7 от высоты головы. Эта линия показана оранжевым цветом.
  • Дальше высоту головы делим на 3 равных части. Таким образом, получаем линию бровей (показана зеленым цветом) и линию носа (синяя).
  • Отрезок от кончика носа до подбородка делим пополам — получаем уровень края нижней губы, выше отмечаем линию рта.
  • Линия носа совпадает с линией затылка, особенно хорошо это видно если смотреть на голову в профиль.
  • Ушную раковину начинаем рисовать на уровне оси глаз и заканчиваем на линии носа. В профиль уши размещаем на вертикали, делящей череп пополам.

Чтобы лучше разобраться с пропорциями головы посмотрите статьи а также видеоуроки: «Как нарисовать лицо человека», «Лицо в профиль».

Высота от макушки до линии носа равна размеру ладони. Это очень важный замер, отметьте его для себя, он еще не раз сегодня пригодится.

Торс и таз

Для того, чтобы найти важные ключевые точки грудной клетки и таза нам необходимо где-нибудь в уголке рисунка отметить себе размер высоты ладони, сейчас он нам особенно необходим.

  • Находим длину шеи и одновременно яремную ямку. Для этого от линии основания носа нужно отмерить одну длину ладошки вниз.
  • Еще раз от яремной ямки отмеряем ладонь — получаем основание грудины. 
  • Снова отмеряем ладонь вниз — на этом уровне заканчиваются ребра, а также находятся локти. Уровень окончания ребер и пупка почти совпадают. Пупок немного ниже.

    Голубыми точками отмечен размер ладони, фиолетовым — центр фигуры

Для того, чтобы правильно рисовать фигуру человека, важно понимать пропорции рук, локтей, предплечья, ключицы и кисти.

Это ориентиры, которые почти всегда и у всех совпадают.

Если справится с этими замерами и пропорциями пока слишком сложно, попробуйте распечатать это изображение с готовой разметкой, и потренироваться рисовать человека по этой схеме.

Надеюсь, это упростит задачу и поможет вам.

В этом уроке мы разобрались с основными пропорциями человеческого тела и после некоторой тренировки вы сможете нарисовать фигуру человека в полный рост без предварительной разметки, отмечая лишь основные ориентиры.

Этих знаний будет достаточно если изображать человека на отдаленном расстоянии или одетого в одежду из плотной ткани.

Смотрите также нашу публикацию и видео как нарисовать девушку, здесь раскрыты нюансы построения женской фигуры в полный рост.

В следующих уроках мы немножечко подробнее разберемся с основными группами мышц, которые нужно знать и учитывать, когда рисуешь человека в легкой одежде или без нее.

Желаю творческих успехов!

artrecept.com

РИСУНОК ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА (Руководство). Автор: Лобов В.В., редактор: Александрова Л.И.

При рассматривании сбоку – наиболее узкая часть туловища на высоте рукоятки грудины, книзу оно быстро увеличивается, а на высоте поясничной области опять сужается.

Конструктивной основой туловища является позвоночник. Позвоночный столб хорошо виден со спины на всем своем протяжении. Он виден как вертикальная впадина, делящая фигуру на две симметричные части. При взгляде в профиль позвоночник имеет изогнутую форму, напоминающую латинскую букву S. Шейный отдел позвоночного столба изогнут вперед, грудной отдел изогнут назад, поясничный отдел – вперед, крестец и копчик – назад (рис. 2).

Рис. 2

Шейный отдел позвоночника обладает большой подвижностью, что обеспечивает свободу поворотов и наклонов головы относительно груди. Формы грудной клетки и таза не могут меняться в зависимости от поворотов тела. Так, грудная клетка всегда представляет собой форму, напоминающую слегка сдавленное яйцо со срезанным основанием. Она всегда симметрична относительно грудины спереди и позвоночного столба сзади. Изменение положения грудной клетки по отношению к тазу происходит в районе пяти поясничных позвонков. Эти позвонки обеспечивают наклоны и повороты тела (рис. 3).

Рис. 3

Позвоночный столб в области грудной клетки и таза не меняет своей формы, так как грудные позвонки соединены с ребрами, которые спереди, соединяясь с грудиной, образуют грудную клетку, слегка меняющую свою форму при глубоком вдохе. В этом случае ребра несколько поднимаются вверх, увеличивая объем клетки.

Тазовый пояс образуется соединением крестца с двух сторон при посредстве малоподвижных суставов с безымянными костями таза. Крестец входит в таз наподобие клина, что дает позвоночнику еще большую устойчивость. Таким образом, позвоночник, неся на себе всю тяжесть верхней части туловища, в свою очередь, опирается на таз. Спереди кости таза, соединяясь, образуют лонное сращение (рис. 4).

Рис. 4

Это место на модели соответствует лобку – треугольному участку, расположенному под животом.

Женский таз значительно ниже и часто шире мужского, отчего на женской фигуре область таза выглядит шире, чем на мужской. Кроме того, большие вертела бедер у женщин больше выступают в стороны, чем у мужчин. Помимо этого в области таза и бедер на женской фигуре больше откладывается жировой ткани, отчего женский таз зачастую кажется шире плеч.

Кости таза расположены в теле стоящего человека таким образом, что верхушка крестца находится на одной горизонтали с верхним краем лонного сращения (рис. 5, а).

Рис. 5 1 – передняя верхняя ость подвздошной кости,

2 – задняя верхняя ость подвздошной кости

В этом положении задняя верхняя ость расположена выше, чем передняя верхняя ость. Когда человек садится, таз запрокидывается назад и передние ости таза поднимаются выше задних (рис. 5, б). Если человек опирается на спинку, то таз еще больше запрокидывается назад так, что в конце концов крестец лежит и служит вместе с седалищными буграми точкой опоры (рис. 5, в). Такое положение таза более устойчивое, и сильно уставший человек принимает такую позу, даже сидя на сиденье без спинки; грудная клетка и голова при этом наклоняются вперед (рис. 5, г). В таком положении фигуры туловище кажется короче за счет изменения высоты таза.

При построении фигуры необходимо помнить, что тот центральный массив, который именуется туловищем и зачастую рассматривается как единое целое, на самом деле – подвижное костно-мышечное образование, состоящее из таза, позвоночника, грудной клетки, соединяющих их мышц и из плечевого пояса. При рисовании фигуры нужно иметь в виду, что неизменяемой костной основой верхней части туловища является грудная клетка. Центральным звеном построения рисунка является таз.

Зрительно туловище человека неотделимо от его верхней части, форма которой образована самостоятельным в движениях костно-мышечным образованием – плечевым поясом. Плечевой пояс как бы навешивается на грудную клетку. Он имеет жесткое соединение с грудной клеткой в районе грудины. Здесь грудинные концы ключицы соединяются с рукояткой грудины, образуя хорошо заметную на модели яремную впадину. Акромиальный край ключицы соединяется с акромиальным отростком лопатки, которая относительно свободно навешена над грудной клеткой. Она прикреплена с помощью мышц к ребрам грудной клетки и к позвоночному столбу.

В целом плечевой пояс является подвижным промежуточным звеном между руками и грудной клеткой. Движения правой и левой его сторон совершенно самостоятельны, вместе с тем правая и левая стороны часто действуют совместно.

Движения плечевого пояса – это передвижения лопатки с мышцами по куполообразной поверхности грудной клетки, сопровождаемые передвижением ключицы и верхней части руки. Таковы «разворот плеч», когда лопатки сближаются, «пожатие плеч», «вы­тягивание» руки и другие им подобные движения (рис. 6).

Движения плечевого пояса и руки отличаются большим разнообразием и очень сильно изменяют форму верхней части фигуры, но все это происходит поверх грудной клетки. Основная форма – форма грудной клетки – остается неизменной.

Плечевой сустав шаровидный, в нем возможны разнообразные движения подъема и опускания руки по всем направлениям: вперед, назад и в сторону, а также вращательные (рис. 7).

Рис. 6

Рис. 7

Однако в строении сустава есть особенности, благодаря которым подъем плеча в суставе прекращается тогда, когда достигает горизонтальной плоскости. Дальнейший подъем руки вверх совершается не в плечевом суставе, где плечо фиксируется, а за счет поворота вверх лопатки (рис. 8).

Рис. 8

В локтевом суставе сгибание прекращается при соприкосновении предплечья и плеча, разгибание прекращается тогда, когда локтевой отросток упирается в дно локтевой ямки; при этом плечо и предплечье лежат на одной прямой линии. В расслабленном состоянии рука слегка согнута в локте. В локтевом суставе происходит вращательное движение (рис. 9), которое совершает лучевая кость одновременно по отношению к плечу и к локтевой кости. Причем по отношению к локтевой кости движение совершается не только вверху, но и внизу. В результате поворачивается (прониру­ется) кисть. Положение пронации – обычное рабочее положение руки.

Рис. 9 1 – плечевая кость, 2 – локтевая кость, 3 – лучевая кость

В лучезапястном суставе происходит движение вокруг двух осей эллипсоида. Вокруг длинной – движения сгибания и разгибания, вокруг короткой – в наружную сторону к большому пальцу и внутреннюю в сторону мизинца. Кроме того, в этом суставе осуществляется круговое движение кисти (рис. 10).

Рис. 10

Таз передает нагрузку верхней части фигуры на ноги в тазобедренном суставе. Тазобедренный сустав – шаровидный многоосный; в нем происходят обширные движения по разным направлениям. Сгибание бедра вперед происходит в тазобедренном суставе до соприкосновения бедра с животом, если нога согнута в колене; при разогнутом колене это движение не доходит до конца, так как его тормозят задние мышцы бедра.

Разгибание бедра или туловища назад тормозится, когда торс находится на одной прямой линии с бедром. Дальнейшее отгибание назад возможно не свыше чем на 13 градусов по отношению к этой прямой. Большее отведение ноги назад возможно только за счет сгибания туловища вперед в другом тазобедренном суставе. Так, например, широкий замах прямой ноги футболиста для удара по мячу сопровождается наклоном вперед.

Все эти тормозящие действия в обоих тазобедренных суставах происходят благодаря натяжению укрепляющей сустав мощной подвздошно-бедренной связке. Натяжение этих связок на обоих суставах удерживает туловище от падения назад.

Эта же подвздошно-бедренная связка ограничивает в стоячей позе отведение выпрямленной ноги в сторону; такое движение возможно только до 40 градусов по отношению к вертикали. Дальнейшее отведение зрительно может продолжиться, но только за счет наклона таза в другом суставе. Если согнуть бедро и тем самым расслабить подвздошно-бедренную связку, то размах движения отведения бедра увеличится. Так, в сидячей позе бедро может быть отведено в сторону значительно дальше, чем в стоячей.

Основное движение в коленном суставе – сгибание и разгибание. При сгибании суставные поверхности голени скользят вдоль мыщелков бедра и переходят с нижней поверхности на заднюю. При этом укрепляющие сустав связки обвисают и не препятствуют вращательным движениям голени по отношению к бедру – поворотам голени и стопы носком наружу и носком внутрь. Большую роль в форме коленного сустава играет надколенник, потому что он служит не только составной частью коленного сустава, но, находясь в сухожилии четырехглавой мышцы бедра, он как бы включен в работу этой мышцы и привязан к большеберцовой кости.

Рис. 11 а – колено сильно согнуто и четырехглавая мышца натянута, б – колено разогнуто до предела и четырехглавая мышца напряжена, надколенник подтянут высоко, в – колено разогнуто до предела и четырехглавая мышца

расслаблена, надколенник обвисает

Если согнуть колено до предела, то щель коленного сустава будет широко раскрыта, а надколенник, следуя за движением согнутой голени, переместится с передней поверхности бедра на нижнюю поверхность его мыщелков (рис. 11, а). Когда колено будет выпрямлено, надколенник выйдет на переднюю поверхность бедра и примкнет к суставной площадке надколенника (рис. 11, б). Движение это происходит вследствие напряжения четырехглавой мышцы бедра, и собственная связка надколенника все время будет натянута, а надколенник крепко прижат к мыщелкам бедра. Если, оставив колено разогнутым, расслабить четырехглавую мышцу, то она опустится к колену, подколенник опустится до уровня щели коленного сустава (рис. 11, в).

Голеностопный сустав – это одноосный блоковидный сустав, в котором происходят движения сгибания – носком вниз и разгибания – носком вверх (рис. 12).

Рис. 12

Кроме того, движения в многочисленных суставах стопы в сочетании с движениями в голеностопном суставе существенно увеличивают свободу движения стопы.

Любое движение человека связано с работой целых групп скелетных мышц. Даже в спокойном состоянии большое количество мышц находится в напряжении и удерживает тело в том или ином положении. Во время движения меняются положение скелета, напряжение мышц, направления основных осей фигуры. Поэтому необходимо знать и изучать характер и степень напряженности мышц при различных движениях и поворотах. Твердые знания закономерностей конструктивного построения, изменение характера форм в процессе движения, умелое использование основных опорных точек облегчают и ускоряют познание и создание верного рисунка фигуры.


Смотрите также




Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
[ 2 июня 2012 ]   Кружок пауэрлифтинга и жима лежа
    В нашем клубе успешно начал работу "кружок" пауэрлифтинга и жима лёжа. Наши члены кружка успешно выступили и завоевали призовые места на прошедшем 26-27 мая чемпионате Приволжского Федерального Округа по пауэрлифтингу и жиму лёжа. Мы с радостью приглашаем всех желающих в наш коллектив. Начало работы кружка суббота в 14-30.

[ 5 октября 2012 ]   Как вести себя в тренажерном зале
    Посещение нового тренажерного зала – превосходный способ улучшить собственную мотивацию и режим занятий. Однако спортзал иногда пугает тех, кто никогда ранее в него не ходил. Причем касается это не одних лишь новичков. Даже бывалые члены спортивных клубов иногда пребывают в замешательстве от множества неизвестных им тренажеров и множества накачанных людей. Мы поможем вам и дадим несколько советов, которые помогут вам ощущать себя в тренажерном зале рискованнее.

[ 12 апреля 2012 ]   Советы новичкам. Собираемся в тренажерный зал.
    Вы взяли себя в руки и с завтрашнего дня начинаете ходить в спортзал? Отлично! Вам следует учесть некоторые нюансы.

  Содержание, карта сайта.